Елена КАМБУРОВА
|
|
Были ли вы
когда-нибудь на концерте Елены
Камбуровой? Слышали ли вы когда-нибудь
ее голос - голос удивительного
тембра, чувствительный и
богатый музыкальными
оттенками? Если нет, то
поспешите слышать и видеть. Вас
ожидает восторг и просветление
чувств человека, побывавшего в
храме искусства. Вы услышите не
только певицу. Вы увидите
великолепную драматическую
актрису, которая "играет
песню", ведь каждая песня
Камбуровой - это маленький,
вполне законченный спектакль,
это гениальный театр одного
актера. Певица в совершенстве
владеет искусством
перевоплощения. Когда говорят об исполнителе, что каждая его песня - спектакль, это часто воспринимается как общее место. Но как иначе скажешь, если Камбурова творит именно спектакль. Каждая песня входит в композицию общего театрального представления. С минимумом выразительных средств, без декораций, без грима, она из тончайших субстанций - музыки, слова, своего голоса, пластики, своего поразительного вкуса и темперамента создает представление. И оживает зрительно блоковский "Балаганчик", и красные царские палаты оглушает зловещий гул колоколов, и трепещет юная дева, которой никак нельзя обещать "любови вечной на земле", - кавалергарда век недолог. Фигура мадонны у фонтана, неукротимая испанка, гречанка, еврейка, новогодняя елка из песни на стихи Пастернака - это образы, в которые она перевоплощается опять же благодаря непостижимой магии жеста, виртуозного владения голосом - низким, страстным, серебряным, мгновенно меняющим оттенки... Иногда кажется, что то, что делает Камбурова, когда поет-играет песню, ближе к живописи, чем к вокалу. Такую она демонстрирует голосом игру тени и света, столько разнообразных цветовых впечатлений получает слушатель. Кажется Камбурова может все, вмещает множество персонажей, в которых мгновенно и безусильно перевоплощается, даже преображается, как преображается и не знающий пределов ее голос, ее дар драматической актрисы. Каждая песня - миниспектакль, завораживающий, подчиняющий себе целиком. Здесь шутка и драма, лирика и страсть. Ей равно доступны и классическая музыка, джаз, жестокий романс городских окраин. Она с равной свободой владеет нежнейшей акварелью ("Елка" на стихи Пастернака), комедийным изяществом ("Иосиф и его братья") и трагедией ("Тройка" на стихи Павла Васильева, песни Жака Бреля). Трудно определить, что есть жанр, которому служит артистка. Это не песня в привычном ее понимании и уж никак не эстрада того направления, где сияют "украшения из фольги". Скорее некое камерное искусство, представляющее синтез музыки, поэтического слова и актерской работы, где непременно присутствуют еще два момента, авторская сопричастность и импровизация. Весь вечер она владеет нашими чувствами по своему, ею установленному произволу. Мы охотно подчиняемся ее стремительным ритмам, резким сменам тона и манеры. Каким-то колдовским, ей одной ведомым способом она не дает публике растворяться в захватывающем сюжете программы, а подстегивает, заставляет думать и в этих новых мыслях и ощущениях обретать новое дыхание, подниматься на иную, более высокую ступень душевной жизни. Световая партитура сложная, многообразная, выстроена Камбуровой так, что иным театрам впору позавидовать. В ее руках даже микрофон кажется музыкальным инструментом. Пластика, которой актриса пользуется скупо, редко, с поражающе-непринужденной легкостью, всегда предельно точна. И немудрено: в юности Камбурова окончила цирковое училище и цену точному жесту знает не понаслышке, в ней самой много клоунского - клоунский смех и клоунская мудрость, ее тоже можно назвать "клоуном Бога" - она явная Его избранница. Песни о театре и цирке всегда присутствуют в ее репертуаре. Они о жизни, которая на грани смерти. |