“Вот,
посмотрите, этот парень
- будущее нашего оркестра”. Слова
оказались
А
настоящая история оркестра
началась, пожалуй, с 50-х годов,
когда на сцене стареющего “Олимпа”
(до генеральной реконструкции
оставалось немногим более двух
десятков лет)
за дирижерским пультом
появился опытный профессионал
Бруно Исидорович Берман. Увеличив
состав оркестра, он мог исполнять
уже любые
симфонические произведения
мировой музыкальной классики,
добиваясь от музыкантов
тщательной ансамблевой
слаженности, художественной
цельности, истинно вдохновенного
исполнения. В афишах все чаще и
чаще появлялись строчки: “первое
исполнение в Самаре”. Благодаря
этому город узнал многие
произведения Рахманинова,
Скрябина, Мендельсона, Франка,
Прокофьева.
Вскоре
в оркестр пришел талантливый
выпускник Уральской
консерватории, молодой
композитор и дирижер Юрий
Олесов. Ему доверяли весьма
сложные программы, ему же первому
выпала честь принимать и первых
зарубежных гастролеров:
пианистов из Германии,
Испании, Бразилии, Исландии и
Китая, скрипачки из Франции и др..
Потом он уедет на Украину и
вернется в Самару лишь в 1974 году,
станет вторым дирижером у
Геннадия Проваторова.
Вероника
Дударова и Абрам Стасевич
- отдельная
страница в истории оркестра. Их
исполнение симфонических полотен
воспринималось как настоящий
музыкальный праздник. Когда за
пульт выходили Мастера, их воля,
темперамент, вдохновение
Дважды
в 50-х годах приезжал в Самару
Кирилл Кондрашин. “Оркестр буквально
И действительно, для этого
были все основания.
В оркестре к тому времени собрались замечательные музыканты: скрипач Григорий Брагарник, долгое время работавший концертмейстером оркестра (пока его в 1965 г. не сменил Н.М.Загадкин) и его помощник, скрипач Владимир Фролов, Юрий Голубев, первый трубач, сыгравший в 1945 году у стен Рейхстага легендарный “сигнал отбоя” об окончании Войны, контрабасист Бениамин Шклярский, чьё мастерство не убывает с годами, - он и по сей день работает в оркестре, являясь концертмейстером своей группы. Виолончелист Семен Катсон, гобоист Иосиф Шкиренко и Василий Надворский, кларнетист Борис Николаев, фаготист Александр Банников, тромбонист Михаил Гуревич, альтист Зиновий Хайкин, флейтист Павел Найда - они были ядром оркестра. Чуть позже пришли скрипачи Владимир Саликов и Анатолий Литвин, альтисты Николай Обрящиков и Семен Немировский, арфистка Наталья Митителло и валторнист Владимир Митителлло; в 70-х - альтист Николай Варламов и скрипачка Ирина Смолякова, ныне помощник концертмейстера оркестра. Их исполнительское мастерство всегда было на самом высоком уровне, что позволяло самарскому оркестру быть в числе отечественных лидер
Патриарх
отечественной сцены, гордость
Самары дирижер
Соломон
Фельдман. Для
многих это имя -
синоним первых потрясений от
симфонических концертов
филармонии. В бытность свою
главным дирижером самарского
оркестра, он исполнил около 40
симфонических премьер! Это была и
современная музыка, и шедевры
мировой музыкальной культуры. Он
развил систему музыкальных
абонементов для слушателей, ввел
в практику проведение авторских
вечеров современных советских
Ученик
легендарного Ария Пазовского,
Соломон Семенович приехал в
наш город в 1959 году по приглашению
дирекции филармонии. Его имя уже
было известно по работе главным
дирижером в оркестрах страны -
Киева, Днепропетровска и Донецка,
многочисленным гастролям по
городам бывшего Союза.
Если
только вспомнить, какие сочинения
(в том числе и впервые ) прозвучали
в Самаре под его управлением и с
какими выдающимися исполнителями-солистами,
- можно с уверенностью
говорить о бесценном вкладе С.С.Фельдмана
в музыкальную культуру нашего
края. Его музыкальные интересы
столь разнообразны, что не
укладываются в определенные
жанровые рамки пристрастий, не
позволяют “вычислить” его
любимого композитора. Здесь всё:
“Сказка” Римского-Корсакова и “Воевода”
Чайковского, “Русь” Балакирева и
“Картинки с выставки”
Мусоргского в оркестровке Равеля,
равелевская “Испанская рапсодия”
и “Цыганское каприччио”
Рахманинова, 8-я симфония
Шостаковича и 3-я Бунина, 1-е и 4-е
симфонии Малера и Брукнера,
бриттеновские вариации на
тему Перселла и 2-я симфония
Шумана, “Немецкий реквием”
Брамса и концерты Баха и Генделя,
“Фауст-симфония”
Листа и Траурно-триумфальная
Берлиоза, “Дон Кихот” и “Тиль
Уленшпигель” Р.Штрауса,
сочинения Мартину,
Яначека, Сухоня, украинских
композиторов... Перечислять можно
бесконечно.
С
уходом на пенсию, Соломон
Семенович не покинул сцену,
дирижировал отдельными
программами, продолжал
гастролировать по стране. Его
часто можно было видеть на
репетициях и концертах
самарского оркестра. Брал с собой
партитуры, внимательно следил за
исполнением, делал корректные
замечания, хвалил за удачи.
А в феврале 1995 года он отметил
свой 85-летний юбилей... за пультом
оркестра! Дирижировал,
- и
превосходно! -
свои любимые произведения:
увертюру “1812
год” и 4-ю симфонию Чайковского, 20-й
и 23-й фортепианные концерты
Моцарта (солировали Аркадий
Севидов и Гиларий Беляев).
Публика долго не отпускала
героя вечера, стоя приветствуя
патриарха сцены.
Можно
ли в истории мировой дирижерской
практики припомнить случай
подобного творческого долголетия?
Возможно, Самара преподнесла
книге Гиннеса еще один,
музыкальный рекорд!
С именем С.С. Фельдмана
связываем мы и историю Ленинских весенних музыкальных
фестивалей (первый состоялся
в апреле 1963 г) .
Этот
фестиваль - самый значительный среди
самарских музыкальных марафонов (под
стать ему только конкурс молодых
пианистов им.Д.Кабалевского да
джазовый фестиваль),
просуществовал около четверти
века, вплоть до последнего года
жизни могучей Союзной державы.
Был он широкомасштабным,
многоплановым, обставлялся с
помпой и проходил всегда
торжественно (за исключением
последних лет, когда отношение к
названию, данному в честь вождя
революции, в корне изменился
и организация этого действа
приняла формальный подход).
Фактически, это был большой
фестиваль мастеров искусств,
сродни столичному. Длился он 10 - 15
дней. Для участия в нем
приглашались ведущие хоровые и
танцевальные коллективы,
симфонические оркестры и
оркестры русских народных
инструментов,
республиканские ансамбли
песни и пляски, солисты столичных
оперных театров, солисты балета,
прославленные солисты-инструменталисты,
советские композиторы... Проще
вспомнить имена тех известных
исполнителей, кто не был в нашем
городе, чем восстановить список
приглашенных на самарские
весенние фестивали! При этом,
самарские музыканты, артисты
филармонии всегда оставались в
гуще событий, количество их
выездов на село достигало
фантастических цифр. Концерты в
городе
Поначалу
организаторам удавалось
удерживать “высокую планку”:
афиши поражали не только составом
выдающихся исполнителей, но и
многочисленными премьерами
современной и классической
музыки, открывали вновь старую, “незаигранную”
классику.
В 1977 г. Самарская филармония
провела свой ХII-й
(а всего их было 24!) Ленинский
фестиваль. Сравните динамику
количественного роста: начинали с
десятка концертов, а затем, в 1974 г.
- 135 концертов,
в 1975 г. - 162, в 1976 г. - 210, в
1977 г. - 350, из них 180
- силами
солистов филармонии и
симфонического оркестра.
Среди
участников ХII-го фестиваля
- Государственный
Академический симфонический
оркестр п/у Евгения Светланова,
Академический русский хор им.Свешникова,
Молдавская хоровая капелла “Дойна”,
Государственный ансамбль песни и
танца Грузии, Ленинградский ритм-балет,
певец Зиновий Бабий.
Следует
заметить, что всё это происходило
в наиболее напряженные для
филармонии годы, когда не было
своего концертного зала (в 1974 г.
здание закрыли на реконструкцию)
и приходилось арендовать чужие
помещения, перестраивать всю
административную и творческую
работу. И эти причины тоже, и
созревающая новая историческая
реальность, в конце концов,
снизили интерес к фестивалям, их
значимость и место в культурной
жизни города заметно начали
падать. Открытие одного из
последних фестивалей было даже
под угрозой срыва: музыканты
симфонического оркестра
отказались выходить на сцену, где
стоял удушающий запах краски (шел
ремонт ОДО), да и зрители “объявили забастовку”, не пришли на
Особняком
в ряду самарских музыкальных
фестивалей стоят Джазовые
праздники. Восходят они к
инициативе активистов Городского
Молодежного клуба 60-х годов. Затем, войдя в
привычную колею и найдя свою
весьма пристрастную и горячо
интересующуюся традиционным и
современным джазом аудиторию,
вышли на уровень традиционных
весенних фестивалей. Приглашали
отдельных исполнителей и разного
состава джаз-бэнды, гостей
именитых и знатных, а также
музыкантов-любителей. Но с
появлением в городе
профессионального джазмэна
Григория Файна все обрело
истинный смысл. Профессиональным
стало не только дело организации
фестивалей, но, прежде всего, его
высокий профессиональный уровень.
Это было своеобразной школой
джазового мастерства и для
музыкантов , и для слушателей.
Город обрел в лице Файна и
блестящего исполнителя, и
авторитетного музыканта, на чьи
приглашения участия
в концертах фестивалей
откликались самые маститые “джазовики”
страны. Самара приобрела в России
негласный статус “джазового
города”. А
в сезоне 1995/96 г. Григорий Файн
предпринял беспрецедентную акцию:
организовал в филармонии первый в
истории Самары “Джазовый
абонемент”. Назывался он “Григорий
Файн и его друзья” в программе “Соло,
трио и с оркестром”. В каждом его
концерте выступали (ежемесячно)
самые знаменитые джазовые
исполнители. Это и пианист Даниил
Крамер, и гитарист Алексей
Кузнецов, и альт-саксофон
Александр Осейчук, трубач
Александр Фишер, джаз-вокал Ирина
Томаева и др.. И конечно же, сам
Файн и его джаз-трио.
Григорий
Файн ныне один из ведущих в стране
джазовых пианистов, приверженец
традиционного джаза, знаток и
последователь О.Питерсона, автор
многочисленных оригинальных
композиций. Гастролировал в
Бельгии, Швеции, Канаде, записал
несколько пластинок и компакт-дисков.
До
конца своих дней старый
“Олимп”-филармония
был украшен самыми яркими
именами отечественной
музыкальной культуры. В силу
своей крайней изношенности,
после бурной и прекрасной
жизни, долготой,
соответствующей
человеческому веку, он закончил
свое существование.
Его последней любовью, его
лебединой песней стал
непревзойденный маэстро, дирижер
Геннадий Пантелеймонович
Проваторов.
Он заступил на пост главного
дирижера и художественного
руководителя симфонического
оркестра Самарской филармонии
после шестилетнего пребывания в
этой должности Сергея Дудкина,
который также немало сделал
для профессионального роста
оркестра. И все же, именно годы
работы Г.П.Проваторова в нашем
оркестре, были для коллектива
самыми плодотворными.
Музыкант
неуемной творческой энергии и
темперамента, он умел так “завести”
оркестр и зал, что в иные моменты
публика на концертах испытывала
подлинные явления катарсиса.
Помнится, при исполнении им 7-й
симфонии Шостаковича, он сам так
проникся высокотрагедийным
эмоциональным строем музыки, что
к концу 1-й части симфонии у него
не выдержало сердце, начался
сильный приступ. Он вышел за пульт
лишь спустя минут 40 и
продолжил исполнение.
Ученик
Александра Гольденвейзера (по
классу фортепиано) и Александра
Гаука (класс дирижирования, 1956 г.),
Геннадий Проваторов к началу 70-х
годов обладал огромнейшим оперно-симфоническим
репертуаром, записывал пластинки
с лучшими
Став
главным дирижером куйбышевского
симфонического, он, несомненно,
способствовал активному развитию
концертной жизни нашего города.
Многие из нас
В
отчете художественного
руководителя филармонии Гилария
Беляева “О работе симфонического оркестра
Куйбышевской филармонии за 1976-77
годы”, представленном в
Министерство культуры страны,
нахожу следующие строки,
характеризующие этот период:
“За
последние пять лет, когда главным
дирижером и художественным
руководителем оркестра является
Геннадий Проваторов,
симфонический оркестр
значительно вырос творчески, стал
более мобильным, выросла и
расширилась выразительная
палитра оркестра, значительно
увеличился его репертуар, большое
место в котором занимает
советская музыка. В репертуаре
оркестра в настоящее время свыше
200 произведений русской и
зарубежной классики, современной
и советской музыки. Значительным
событием в музыкальной жизни
города было исполнение оркестром
Пятой симфонии Чайковского,
Шестой - Прокофьева, Второй -
Малера, “Озорных частушек”
Щедрина.
На
Всероссийском конкурсе
симфонических оркестров
коллектив удостоен Диплома “За
лучшее исполнение советской
музыки” (в это же время наш оркестр
называют и в числе лучших пяти
оркестров страны!).
За
последние два года исполнено
около 70 произведений советских
авторов, из них около половины - впервые
в куйбышеве. Организованы
авторские концерты таких
известных композиторов, как Д.Кабалевский,
А.Эшпай,
О.Тактакишвили, М.Баланчивадзе, С.Слонимский,
Н.Раков, Е.Светланов, Т.Хренников,
Е.Голубев, Г.Ельчева.
В это же время за пультом
оркестра стояли такие выдающиеся
дирижеры, как народный артист
Латвии Й.Домаркас, народный
артист СССР Н.Ярви, народный
артист России Э.Хачатурян,
народный артист Эстонии Р.Матсов,
народный артист Болгарии Д.Димитров
и др.
Коллектив оркестра принял
участие в таких крупных
культурных событиях города, как Х1
и ХII Ленинские музыкальные фестивали,
Конкурс молодых пианистов
Поволжья им.Д.Кабалевского,
конкурс пианистов-любителей им.С.Рахманинова,
1-й Всесоюзный фестиваль “Композитор
и фольклор”, фестиваль,
посвященный 60-летию Октябрьской
Революции под
названием “Дружба народов СССР”;
гастролировал в Башкирии и
Удмуртской АССР на фестивале,
посвященном дню рождения П.И.Чайковского,
выезжал с концертами в города
области Сызрань, Тольятти,
Новокуйбышевск, Чапаевск,
Отрадный..
За последний концертный сезон
коллектив оркестра во главе с
Проваторовым подготовил 24
вечерних программ ( около 80
произведений) и 8 программ
симфонической музыки для детей (“Симфонические
утренники”); в
летние месяцы дал 30 концертов в
центральных парках города.
В создании симфонических
программ принимают участие не
только выдающиеся музыканты
Советского Союза, но и молодые
одаренные исполнители, артисты
филармонии и солисты оперного
театра, а также самодеятельные и
студенческие хоровые коллективы,
особенно хор музыкального
факультета педагогического
Согласитесь,
панорама деятельности оркестра
того времени впечатляет!
Эта
достаточно объемная цитата из
отчетной записки взята мною не
случайно.
Удивительным было время - страна, увлеченная
строительством “развитого
социализма”, принимавшая
грандиозные планы, оставляла вне
поля зрения проблемы,
сопутствующие их осуществлению
на местах. А у конкретного события
всегда был конкретный адрес и
свой исполнитель. И, подчас, этот
исполнитель был задавлен
количеством проблем.
Весьма показательно, что всё в
той же записке Г.В.Беляева почти
половину страниц занимают пункты,
под условным названием “Необходимо
изыскать материальную
возможность...”
И дальше шло перечисление:
- для приглашения солистов и
дирижеров-гастролеров,
- для пополнения музыкантами
с высшим образованием состава
симфонического
оркестра ( т.к. в городе нет
специальных ВУЗов, приглашать
выпускников из
других городов не имеем
возможности вследствие
отсутствия жилплощади; в
общежитии гостиницы “Актер”
филармония имеет всего 15 мест, да
и те очень дороги - 70 копеек за
сутки!),
- для приобретения
комплектов инструментария и
пошива концертных фраков и
костюмов,
- для пополнения нотной
библиотеки,
- для четкой организации
работы оркестру нужна аренда
постоянных репетиционных
помещений
и постоянного
концертного зала,
- для оперативной работы в
оркестре, во избежание нарушений
творческого процесса
по
пропаганде симфонической музыки
нужна должность директора
оркестра, коей
нет
в оркестре, -
и прочее и прочее...
Зачастую
Г.П.Проваторову приходилось
решать множество не творческих, а
житейских и жилищно-коммунальных
проблем своих музыкантов. Сам он в
это время продолжает
гастролировать, выезжает за рубеж.
Его мастерство растет от сезона к
сезону. Его продолжает
интересовать жизнь произведения
на острие конфликта, пафос
высокой трагедии, ему присуще
образное восприятие музыки и
ощущение
Меж
тем в городе назревал скандал. И
вызван он был исполнением
симфонической поэмы Р.Штрауса “Так
говорил Заратустра”. Эта поэма
заключала собой плановый цикл
симфонических произведений
композитора, которыми Проваторов
дирижировал в течение нескольких
сезонов. Бдительных работников
идеологического фронта
насторожил анонс, опубликованный
в “Волжской заре”, в котором
говорилось о предстоящем
интересном исполнении прежде не
звучащей в городе загадочной
музыки Р.Штрауса, написанной по не
менее загадочной книге Ф.Ницше “Так
говорил Заратустра”. Одного
упоминания фамилии великого, но “идеологически
вредного” немецкого мыслителя
было достаточно, чтобы на
следующий день после концерта во
все “вышестоящие инстанции”
полетели протестующие письма.
Была срочно созвана комиссия,
на которой дирижеру дали понять,
что он своим исполнением совершил
страшную ошибку. Всё
шло к тому, чтобы Проваторов
положил на стол партийный билет. И
все же, несмотря на острую
дискуссию, голос разума одержал
победу. Было вынесено “соломоново
решение”: разделить
свершившийся факт исполнения
поэмы Штрауса на два явления:
одно -
в корне неверный анонс в
газете, и
другое - яркое и высокохудожественное
прочтение поэмы Р.Штрауса
Куйбышевским симфоническим
оркестром под управлением Г.П.Проваторова.
Действительно, это сочинение
даже в мировой концертной
практике и сегодня исполняется
редко, и только оркестрами,
имеющими самый высокий
профессиональный уровень.
Проваторов же не боялся
ставить большие художественные
задачи перед оркестром и перед
слушателями, воспитывая и тех, и
других. И добивался прекрасных
результатов.
Однако,
спустя год после описанного
случая Геннадий Пантелеймонович
покидает наш город. Понадобится
немало лет и усилий дирекции
филармонии и Управления культуры,
чтобы вновь услышать согласие
Маэстро на гастроли в Самаре,
городе, которому он посвятил 10 лет
своей творческой биографии.
В 1983 г. во главу оркестра
становится дирижер из Ленинграда Валентин Иванович Нестеров,
за несколько лет до назначения
завоевавший на Всероссийском
конкурсе дирижеров звание
лауреата. Несомненно,
высокоодаренный музыкант
с фундаментальными знаниями
мировой культуры, он привнес в
исполнительскую манеру оркестра
строгий и, в некотором роде,
расчетливый, точнее, рациональный
академизм, настаивая на
скрупулезном исполнении всех
требований и указаний
авторов музыки. Надо было
привыкать к скупому жесту, без
нарочитости строгой внутренней
сосредоточенности. Он был отмечен
вдохновением другого порядка,
нежели Проваторов.
Он крепко держал в руках
дирижерскую палочку, в то время
как его
предшественник менял ее за
концерт, бывало, по нескольку раз -
улетала в кулисы из парящих
рук эмоционального дирижера. Зато,
обладая феноменальной памятью,
Валентин Иванович
большинство партитур
исполнял наизусть, чем
основательно поражал воображение
приходящих в концерт слушателей-меломанов.
С
ним оркестр неоднократно выезжал
на гастроли в города малых
республик. Но особо значимой для
коллектива была поездка осенью 1986
г. в Ленинград, Псков и Новгород.
В прославленном колонном зале
Государственной филармонии имени
Д.Д.Шостаковича слушатели
северной столицы очень тепло
восприняли исполнение
куйбышевским оркестром симфоний
Бетховена, Чайковского и
Шостаковича. Музыканты вернулись
из той поездки окрыленными.
Однако,
по печальной традиции всех времен,
бытовые проблемы коллектива
оркестра затмевали творческие.
Находясь не в лучшей физической
форме из-за перенесенного инфаркта, Валентин Иванович был
вынужден оставить оркестр. Он
вернулся в свой родной город,
успев продирижировать в Самаре
премьерой Пятой симфонии своего
земляка, ленинградца Сергея
Слонимского, посвятившего это
сочинение нашему, волжскому
городу (исполнено в год 400-летия
Самары).
Из солидарности с главным,
ушел из оркестра и другой
одаренный дирижер, бывший в ту
пору “вторым”
- Борис
Викторович Бенкогенов. Оркестр
остался один на один с
бесчисленным ворохом проблем и,
как говорится, “при своих
интересах”.
До
открытия нового здания
филармонии оставалось еще долгих
два года. Как
тянулось это время знают те, кто
несмотря на немыслимую для
обычного человека неустроенность,
все же оставался работать и в
оркестре , и других коллективах
филармонии. Это были трудные
времена. Филармония
пережила пожар
административного корпуса, что по
улице Л.Толстого-2, где сгорели и
ценные архивные материалы, и
часть библиотеки;
попала в черный список, встав
“на картотеку”, то есть,
несколько лет оставалась должна
государству огромные суммы.
Дотаций не хватало.
Радовало
и успокаивало одно - начинавший
подниматься над городом светлый
купол возводимой филармонии.
Строительство здания подходило к
концу. Город сгорал от
любопытства, журналисты то и дело
проникали на окруженную лесами
территорию, в надежде первыми
увидеть приближение финала.
Этими
надеждами жил и Гиларий
Валерьевич Беляев, взявший на
себя полное руководство
филармонией в 1984 году. Он недавно
вернулся из творческой
командировки на Кубу, где
преподавал в Гаванском институте
искусств и осуществил в столичном
национальном театре две оперные
классические постановки. С собой
он
Еще
перед отъездом на Кубу в конце 70-х
годов, он, в очередной служебной
записке, адресованной в высшие
инстанции, говоря о работе
филармонии, сетовал:
“Очень
мало районных и сельских Домов
культуры имеют пианино, не говоря
уже о роялях, пригодных для
проведения филармонических
концертов. Мы не можем направить
на село крупные художественные
коллективы, во-первых, из-за их
общей высокой стоимости, во-вторых,
из-за маленьких клубных залов.
Филармония не располагает
достаточным автопарком. Однако,
по плану, на селе мы должны давать
по 6 концертов в день.
Следовательно, в разных концах
области должно находиться по 6
исправных автобусов. У нас их нет,
а исполкомы на местах
недостаточно оказывают помощь в
организации автотранспорта.
Большие трудности испытывает
филармония и в период осенне-весенних
сезонов из-за плохих дорог. В
зимний же период многие РДК плохо
отапливаются, из-за чего артисты,
выезжающие на село, имеют
повышенную заболеваемость...”
Спустя
годы -
всё те же проблемы. Но вместе с
руководителем -
его бессменная команда:
директор-распорядитель Н.С.Глухова,
заместитель директора Е.Д.Козлов,
главный алминистратор А.В.Артамонова,
руководитель лектория А.Г.Барабаш,
музыкальный редактор Л.И.Беляева,
директор симфонического оркестра
Н.А.Пьянкова, диспетчер
оперативной службы Л.А.Крылова и
другие. Вместе
они осуществляли творческие
планы постепенно затухающих Гос -
и Росконцерта, пытались
разнообразить концертные афиши в
отсутствие главного дирижера
оркестра и пустой казны...
До нынешнего дня они
продолжают работать все вместе.
И
все же этот день настал! При
огромном стечении народа
строители вручили символический
ключ от новой филармонии ее
руководителю, Гиларию Беляеву, 22
июля 1988 года. Это было в тот день,
когда другая толпа, на другой
центральной площади города
у оперного театра,
организованно, впервые за всю
историю Самары, открыто выражала
недоверие первому секретарю
обкома партии. И в этом также было
знамение времени: на одном полюсе - социум,
на другом
- культура.
Как долго еще они будут идти
порознь?
Свой
первый концерт артисты
филармонии дали в честь
строителей 11-го стройтреста,
чьими руками была возведена эта
красота, воплощенная в мраморе,
гипсе, граните, хрустале и цветных
витражах, в замысловатых
переплетах лестниц и светящихся
перилах, белоснежной раковине
зала и мягких, утопающих складках
золотистого занавеса.
Впечатляло всё
- и
сцена, с опускающейся вниз
оркестровой ямой и световой мощью
разноцветных софитов, и удобный
зрительный зал, оригинально
расположенный по принципу
полукруглого амфитеатра, где
каждый ряд выше предыдущего на
несколько сантиметров, где видно
и слышно равно хорошо с любого
места, уютные мягкие кресла,
выполненные в тон занавеса. Дух
захватывало и от хрустальных
переливов отраженных в
зеркальных плитах потолка
множества люстр различной
величины и конфигураций,
таинственное мерцание стен, будто
бы покрытых инеем. Вызывала
почтение и некую сопричастность к
вечности галерея великих
композиторов-гениев ...
Первое
время самарцы ходили в филармонию,
как на экскурсию - слава о
чудесах и красоте нового здания
распространялась по городу
стремительно.
Архитектор Юрий Храмов мог по
праву гордиться своим детищем!
Даже конструкцию люстр сам
придумывал и собирал их
собственноручно из десятков
тысяч мелких хрустальных
подвесок. На подмогу приходили
горожане -
студенты,
заводчане ежедневно
занимались этой кропотливой
работой, приближая момент
торжества.
Но
прошел год, второй, -
любопытство поутихло. И как
старый призрак вновь замаячил
перед руководством вопрос
заполняемости зала. Пока, в период
Меж
тем музыкальные вкусы и
пристрасти молодежи сменились. На
смену безобидным, как кажется
сейчас, популярным вокально-инструментальным
ансамблям (помните, и при нашей
филармонии были такие -
знаменитая “Синяя птица”, “Дивоцвет”)
пришли рок-группы с полным
отрицанием иной культуры и
фетишизацией рока. Отдавать
концертный зал
“на растерзание” децибелам,
рвущимся со сцены из динамиков и
из уст юнцов, приветствующих
своих кумиров,
низкопробным шлягерам-однодневкам
и ”тяжелому року”?
Картины, подобные кошмарным
снам, не раз всплывали в воображении худрука
филармонии. Ну нет!
Он и его команда свято верили
в исцеляющую силу настоящего
классического искусства, знали,
что последнее слово всё равно
останется за истинными духовными
ценностями. Но нужны были новые
идеи, кардинальные
перемены в деле организации
концертной деятельности, в
подходе к репертуару. Старые
традиции проведения
филармонических концертов
интересовали лишь немногих меломанов.
Симфонический
оркестр по-прежнему оставался без
дирижера. Приезжали, правда,
периодически “на пробы”
- но
испытания не выдерживали. Оркестр,
руководство продолжали
присматриваться. Система
абонементных камерных и
симфонических концертов,
достигшая к середине 80-х годов
своего апогея -
32-35 всевозможных названий в
сезон -
рухнула вместе с разрушением
плановой госсистемы. То, что
планировалось ранее на год и
больше вперед,
неукоснительно исполнялось,
сроки совпадали почти идеально.
Кто не вписался в этот отлаженный
оргмеханизм -
извините, подвинуться некуда,
всё занято, каждый день
концертного сезона тщательно
Весной
1991 г. всего на один концерт
приехал дирижер астраханского
камерного оркестра. К тому
времени он уже записал пластинку
со своим коллективом, выезжал на
гастроли в Южную Америку (Перу),
провел в Астрахани несколько
фестивалей с участием знаменитых
музыкантов. Но мечтал о большом
симфоническом оркестре. А
В
первом же своем рабочем сезоне
(1991/92 г.г.) Михаил Щербаков и
команда филармонии провели
музыкальный фестиваль силами
студентов из стран латинской
Америки, обучающихся в Московской
консерватории. Назывался он “Салют,
Америка!” и посвящался 500-летию
открытия Колумбом Америки. Кроме традиционной классики,
исполнялось много новой
американской музыки.
Энтузиазму устроителей и
исполнителей не было конца.
Для города, в прошлом
закрытого, как сюртук на все
пуговицы, пришествие молодых
жизнерадостных
латиноамериканцев
воспринималось с неподдельным
восторгом! Зал филармонии каждый
день буквально ломился от публики,
здесь каждый ощущал себя
обладателем выигрышного
лотерейного билета. Какая беда,
что многие исполнители не
дотягивали до уровня среднего
концертирующего музыканта
- зато
какой подъем, какая добрая
атмосфера в зале, сколько новизны!
Лучшее,
что было на самарском фестивале
решили показать в Москве, в
Концертном зале им.Чайковского.
Гастроли состоялись при
поддержке Управления культуры и
при спонсорской
помощи производственного
объединения “Интенскорм” во
главе с господином Борисом
Волковым (его опека оркестра
продлится долгие годы).
Финансовая поддержка “Интенскорма”
всем творческим начинаниям
дирижера Щербакова будет
обоюдовыгодной и своего рода
беспрецедентной, ведь еще ни один
из самарских бизнесменов не
пытался утвердить себя в
долгосрочной роли верного и
мудрого мецената, не создавал
себе делового имиджа столь
оригинальным способом.
На оборотной стороне конверта
пластинки с записью американской
музыки в исполнении самарского
оркестра (записана на фирме “Русский
диск” вскоре после фестиваля)
- запечатлено
три фото: главный
дирижер М.Щербаков, солист-пианист
А.Санторо, сын бразильского
композитора, чей фортепианный
концерт вошел в пластинку ... и
руководитель “Интенскорма”
Волков, как генеральный спонсор оркестра.
Время требовало и выдвигало новых
героев. И они не замедлили
появиться.
Фестивали
с участием талантливой молодежи
России и Америки стали
традиционными и проходили в
городе во время Рождественских
праздников вплоть до сезона 94/95
годов.
К
этому времени
(всё шло по плану!) оркестр во
главе с М.Щербаковым впервые
выехал за рубеж на Международный
музыкальный фестиваль в Тунис (1992
г.), затем -
Съездили
и в Москву. Испытание
московскими сценами, - Концертным
залом имени П.И.Чайковского и
Большим залом консерватории , -
дело серьезное. К нему тщательно
готовились, боялись, отчаянно
волновались и
ждали этого момента
одновременно. Правда,
столичную публику не удивишь
периферийным оркестром, она не
стоит в длинной очереди за
билетами на их концерты. Аншлага,
конечно, на самарцев не было.
Однако, атмосфера в
зале была теплая и
благожелательная. На первых
концертах ( играли две программы с
музыкой американских
композиторов, ранее не звучавших
в России) присутствовали и
представители
латиноамериканских
дипломатических служб в Москве.
Немногочисленные критики,
представители столичной прессы,
хвалили. В общем, выступления
прошли успешно.
На
эти первые московские гастроли
поехали все вместе - и музыканты, и руководство, и
местное телевидение, и спонсоры.
Возглавляла самарскую
творческую делегацию начальник
областного Управления
культуры Светлана
Петровна Хумарьян.
Об этой поездке
был снят телефильм, написано
множество статей. Музыканты же
освоили новый “гастрольный”
опыт, осознали свою значимость и
место в общей картине музыкальной
культуры страны.
Самарские
любители музыки всегда
внимательно следили за тем, что
происходит в нашем оркестре,
откликались на все новшества
изобретательного маэстро.
Сетовали только, что количество
концертов значительно
сократилось в сравнении с
прошлыми сезонами. Ведь дирижеры
Фельдман, Дудкин, Олесов,
Проваторов выходили к зрителям,
порой, дважды в неделю.
А знаменитые “музыкальные
четверги” в летнем Струковском
парке 70-х! По
насыщенности репертуара,
состоящего исключительно из
Было
это в 1973 году. А потом М.Л.Ростропович
уехал из нашей страны. Надолго. И
прилетел в Россию лишь в
трагически известном 1991 году,
и (с оружием в руках!)
защищал в Москве Белый Дом...
Гастролей
в Самаре в 1996 г. не намечалось, все
знают, что концерты великого
виолончелиста расписаны на годы
вперед. Но в просьбе С.П.Хумарьян
- не
отказал, ведь Самара осталась для
него в памяти единственным и
последним городом, который, не
боясь опалы, тепло принял его
перед самым изгнанием из Родины.
Такое не забывается.
Концерт
состоялся 7 сентября 1996 года.
Афиши появились почти за день до
концерта, но город кипел этой
новостью уже несколько недель. Можно себе представить, что
творилось у входа в филармонию!
Не доставшие билета на
концерт и решившие испытать свою
судьбу, рискнули проникнуть на
репетицию Маэстро.
К счастью,
он с легкостью разрешил
остаться всем, кто так жаждал
услышать его удивительный
инструмент. А
играл он, - как
всегда, божественно! -
Виолончельный концерт Гайдна
и “Вариации на тему рококо”
Чайковского. Дирижировал Михаил
Щербаков. Самарские журналисты, в
надежде адресовать “Человеку
мира” хоть один вопрос, после
концерта томились в ожидании у
двери, за которой скрылся
музыкант. Мстислав
Леопольдович был в это время в
гримерной комнате не один, с ним вместе
...В
7 утра следующего дня Мстислав
Леопольдович уже был в филармонии
и разучивал в кабинете директора
новое сочинение современного
японского композитора, которое
ему вскоре предстояло исполнять
на зарубежных гастролях.
До отлета в Москву оставалось
три часа. Всё это время он
посвятил своему божеству
- своей
виолончели. И
любезно, по окончании репетиции,
согласился ответить на несколько
моих вопросов, предназначенных
для статьи в одну из самарских
газет...
Вспоминается
еще одно, не менее выдающееся
событие, когда в сентябре 1995 г.
целую неделю в Концертный зал
филармонии гастролировал
Российский Национальный
оркестра руководством Михаила
Плетнева. Семь аншлагов,
семь различных программ в
превосходном исполнении!
Надо
отдать должное С.П.Хумарьян
- она
умела вовремя угадать настроение
меломанов и их предпочтения, при
этом весьма тактично формировала их художественные
вкусы, - и
приглашала именно те коллективы и
солистов, о которых
много говорили в центральной
прессе и Самаре, кого мечтали
услышать в городе.
Пианист Михаил Плетнев когда-то
дебютировал в нашем городе как
дирижер симфоническими
произведениями Бетховена и
Чайковского. Спустя годы, он равно
талантливо, в течение семи
гастрольных дней, дирижировал
симфонии №№ 1, 2, 4, 5, Чайковского,
его же Струнную серенаду и Сюиту
№ 1 для симфонического оркестра,
симфонии № 2 Рахманинова, № 3
Скрябина и № 15 Шостаковича,
исполнил сольные партии в
Первых фортепианных
концертах Чайковского, Бетховена
и Грига.
Очередное
приглашение оркестра со стороны
Управления культуры последовало
осенью 1997 года. Еще свежи были
воспоминания о предыдущих
гастролях в Самаре и были
опасения, что мы не сможем собрать
полных залов.
Но любители музыки “проголосовали”
за эту идею аншлагами!
Исполненная оркестром
сюита из “Спящей красавицы”
вызвала тогда небывалый
эмоциональный подъем в зале:
это было настоящим
потрясением и публика не скрывала
своих восторгов!
Триумф -
так можно кратко
охарактеризовать эти очередные
гастроли Российского
Национального Оркестра под
управлением Михаила Плетнева в
нашем городе.
Зимой
1996 г. самарцы услышали
выступления с оркестром (дирижер
М.Щербаков) еще двух выдающихся исполнителей
современности: альтиста Юрия
Башмета и скрипача Виктора
Третьякова. Имели возможность
познакомиться с очень интересным
и весьма оригинальным по
творческой манере коллективом,
который возглавляет
известная в прошлом скрипачка
Светлана Безродная - “Вивальди-оркестр”,
в составе которого только девушки.
Незабываемыми остались и
блистательные выступления “Виртуозов
Москвы” под руководством
Владимира Спивакова,
когда уже переполнивших до
отказа зал слушателей дирижер
усадил подле себя, прямо на сцене...
За
последние годы подарили городу
свое искусство пианисты Николай
Петров, Дмитрий Башкиров, Наум
Штаркман и Владимир Крайнев,
молодое поколение лауреатов
конкурса им.Чайковского
Александр Гиндин и Денис Мацуев,
скрипачи Олег Крыса, Григорий
Жислин, Сергей Стадлер и Максим
Федотов, певцы Ирина Богачева,
Анатолий Соловьяненко, Любовь
Казарновская , Маквала Касрашвили
и Хибла Герзмава. Оставили свой
след в музыкальной культуре
нашего города абонементные
авторские концерты (это также
творческий заказ Управления
культуры
Концерты
Московского государственного
академического Камерного хора
под управлением Владимира Минина,
Мужского хора и хора мальчиков
Академии хорового
искусства под руководством
Виктора Попова, хорового ансамбля
духовной музыки “Благовест”,
Московского ансамбля духовных
песнопений “Воскресение”, хора
Московской патриархии,
петербургской балетной труппы
под руководством Бориса Эйфмана,
Государственного ансамбля
народного танца под руководством
Игоря Моисеева - все это
явления большого, высочайшего
искусства. Они
- единичны.
И потому - уникальны.
Именно они делают сцену Самарской
филармонии центром нашей общей
музыкальной Вселенной, в которой
светят “звезды” большие и
начинают восходить “звезды”
новые.
Особое
место в этом параде звезд и планет,
в череде триумфальных концертов
занимают Детские симфонические утренники,
- мир
увлечений и музыкальных
пристрастий подрастающего
поколения. Традиция проведения
детских симфонических концертов
восходит еще к концу 40-х годов. Уже
тогда художественное руководство
филармонии понимало, что
воспитание музыкальных вкусов у
детей, как потенциальной
слушательской аудитории в
будущем - дело
архиважной значимости и должно
иметь приоритетное
направление во всей деятельности
филармонии.
Детские симфонические
абонементы существуют вот уже
полвека. Может быть, не всегда они
были регулярными, возможно, были
времена, когда их разовые
концерты не отличались особой
цельностью и завершенной идеей.
Но что в таких концертах
исполнялась лучшая музыка,
доступная и пониманию детей
- это безусловно.
Уже
в 80-х годах дирижер Борис
Бенкогенов и лекторы-музыковеды
Инна Фельдман и Елена Курочка
разработали ряд абонементов для
трех возрастных категорий
За
разработку принципиально нового
содержания детских абонементов и
их высокий профессиональный
уровень авторы и создатели
Клементьев и Фельдман были
награждены творческими
стипендиями администрации города
в сезоне 1995/96 годов.
Вопросы
постижения тайной сути
человеческой души,
человеческого бытия и
особенностей национального
характера -
всегда волновали дирижера Г.Е.Клементьева. И потому свои вечерние программы
он также стремится насытить
глубинным смыслом, объединить
общей содержательной идеей.
Его концерты никогда не
оставляют публику равнодушной,
делают сопричастной исканиям
совершенства гармонии. Духовные
ценности русской музыки “На
рубеже веков”, где исполняются
Третья “Божественная”
симфония Скрябина, Второй
фортепианный концерт Рахманинова
и “Из Апокалипсиса” Лядова,
жизнь и творчество
В
начале следующего тысячелетия
симфоническому оркестру
Самарской филармонии исполнится
60 лет. Для истории
- срок небольшой, но достаточный
для накопления творческого опыта,
концертных традиций. Они,
несомненно, есть и у нашего
коллектива. Исполнение
современной отечественной и
зарубежной музыки
Одной
из высших государственных наград
за творческие достижения и
мастерство музыкальному или
театральному коллективу,
является присвоение ему
звания “Академический”.
Симфонический оркестр Самарской
филармонии получил это звание в
1993 году.
Но
высшим признанием его заслуг,
безусловно, является любовь
слушательской аудитории. Если
меломанов становится все больше и
больше, если они неизменно
наполняют залы от концерта к
концерту -
значит им интересно. Значит,
труд музыкантов не проходит
бесследно.
Ничто
не возникает ниоткуда, ничто не
делается само собой. Землю
- и ту
создал Господь, человека
- по образу и подобию своему.
И уже дело рук человеческих
- создавать красоту вокруг
себя. И
созидать, и стремиться к
совершенству
- это
тоже от человека.
Имена
созидателей и творцов красоты в
музыке мы узнаем из учебников и
книг, из газет и с помощью эфира,
знаем в лицо
и ходим на их концерты.
Наслаждаясь их искусством, не
задумываемся о том,
к т о и
каким образом делает все это
для нас доступным. Кто
ориентирует наши вкусы, создает
культурный микроклимат и
формирует репертуарную палитру
театрально-концертных
организаций, приглашает “звезд”
мировой величины на самарские
сцены? Кто,
в конечном итоге, платит за
счастье лицезреть всенародно
любимых артистов и великих
музыкантов?
Их
имен вы никогда не увидите в
афишах, но они “незримо”
присутствуют в каждой из них.
Начальник Управления
культуры администрации Самарской
области С.П.Хумарьян,
посвятила этой
работе свыше 30 лет. Филолог и
театровед, -
она знает все творческие
процессы изнутри,
дружит со
многими выдающимися
деятелями
нашей страны.
В
Нынешний
руководитель филармонии (назначена
в тот самый печально известный
день 17 августа 1998 г.!) - Н.С.Глухова,
хормейстер по ВУЗовскому диплому,
отдавшая филармонии 20 лет. Ее воле
и самообладанию мы обязаны тем,
что не “погрязли в долговой яме”
в то время, когда после “перестройки”
стали закрываться многие
концертные организации страны,
так и не сумев преодолеть наличие
“остаточного принципа” в
культуре. В
1999 г. ей присвоено звание “Заслуженный
работник культуры России”.
Художественный
руководитель филармонии - Г.В. Беляев . Его хорошо знают и любят
в нашем городе, ведь занимаясь
административной деятельностью,
он никогда не оставлял сцену:
дирижировал хоровыми
коллективами и симфоническим
оркестром, аккомпанировал певцам
и сам солировал за роялем,
выступая с оркестрами Самары.
Искусству хорового
дирижирования он учился в
Московской консерватории у
знаменитого дирижера и
хормейстера Владислава Соколова.
Руководил Ансамблем песни и
пляски Северной группы войск в
Польше, свыше 10 лет работал
дирижером оркестра Самарского
театра оперы и балета, осуществил
постановку десятков спектаклей,
объездил пол-европы
с женской сборной СССР по
художественной гимнастике,
будучи концертмейстером команды.
И вот -
снова филармония. Снова,
потому что именно сюда, в 1949 году,
его, студента музучилища, впервые
привел в филармонию на должность
концертмейстера хоровой капеллы
М.В.Блюмин. Мог
ли
Новые
экономические условия в сфере
концертной деятельности
начала 90-х годов, заставили
пересмотреть стиль и методы этой
работы. Самарская филармония и
здесь оказалась на высоте
положения, сохранив все имеющиеся
под ее крышей коллективы. А их
немало. Это
симфонический оркестр и
музыкально-литературный лекторий,
ансамбль русских народных
инструментов под руководством
Рамиля Батыршина, струнный
квартет, который около 40 лет
возглавляет Николай Загадкин,
театр музыкальных пародий “Бенефис”
с его лидером Александром
Герасимовым, - обладателем “Кубка
Райкина” и 1-й премии на
Всероссийском конкурсе артистов
эстрады. Ранняя смерть Анатолия
Мельникова, лауреата
многих международных конкурсов и
фестивалей артистов
цирка, помешала сохранить еще
один удивительный коллектив -
иллюзионную группу “Цветы”.
Два
десятка лет радует своим
жизнерадостным искусством “Театр русской сказки” Юрия
Александрова. Его аудитория
самая необычная и
трогательная, самая искренняя и
доброжелательная - это дети
возраста детских садов и младшие
школьники. Со своими яркими и
веселыми спектаклями труппа
побывала во всех уголках нашей
области, гастролировала по стране.
В репертуаре театра сказки разных
народов мира, скоморошины и
японские кёгенки, назидательные и
озорные Правила дорожного
движения и музыкальные спектакли. Этот небольшой коллектив
- всего
три актера, - подвижен и
универсален, изобретателен и
талантлив!
Одним
из самых запоминающихся событий
последних лет на сцене филармонии
было чествование (в декабре 1998 г. )
замечательного самарского
музыканта -
Николая Михайловича Загадкина.
Необыкновенна и удивительна его
судьба, его творческая биография,
ведь он свидетель всего, что
происходило в филармонии на
протяжение полувека! Свыше 50 лет
он работает в симфоническом
оркестре, 34 года из них
- бессменный
концертмейстер, его первая
скрипка. Ему,
как первому скрипачу
Возможно,
кто-то и не согласится со многими
оценками, прозвучавшими с этих
страниц. Возможно, у каждого есть
на это свои, и достаточно веские
основания. Такие, как были у А.Толстого,
помните? А другой человек, 20 лет
проведший в сибирской ссылке,
декабрист Александр Петрович
Беляев, увидел людей и этот же
город совсем иными. И его
высказывание
представляется нам
значительно более объективным:
“Что
касается общества, или так
называемой интеллигенции, то я
должен сказать, что Самара того
времени могла гордиться им, так
много было в нем прекрасного. Тут
не было ни сплетен, столь
обыкновенных в уездных городах,
ни враждебных отношений, ни
зависти, ни пересудов;
все жили мирно, веселились в
простоте сердца, не пытались
представлять из себя дурных копий
с губернских или столичных,
а на самом же деле все же
французских оригиналов, но жили
самостоятельной жизнью истинно
образованных людей”.
Дай
Бог и нам, дорогой посетитель нашей страницы,
соответствовать в наше время
этому доброжелательному отзыву.
А
традиции старого театра-цирка “Олимп”
живы и поныне, на сцене
новой, все так же
гостеприимной
филармонии. И потому
отечественные музыканты,
дирижеры и актеры с удовольствием
приезжают в Самару
на одну из самых лучших и
престижных сцен страны.
Людмила
БЕЛЯЕВА