Стремясь поставить внешкольную работу на одну ступень со средним образованием, Алексей Константинович Бруднов, сам того не подозревая выпустил на волю дьявола. Имя ему - "чиновничья благоглупость".
После смерти Алексея Константиновича, горе-ученым от педагогики удалось перевернуть все с ног на голову. Никаких сдвижек в направлении организационного равноправия не произошло. Зато сделан ряд шагов, которые уже сейчас поставили систему внешкольной работы в катастрофическое положение.
Функционеры самых различных уровней с завидным упорством путают понятия "дополнительное образование детей" и "дополнительное образование". Отчасти это вызвано скользкими формулировками Закона Об Образовании, отчасти оттоком из системы образования действительно умных и знающих управленцев.
Что такое кружки и секции известно большинству взрослых граждан нашей страны. Кружок - это место, куда ребенок с радостью бежит после уроков, место, где царит дух совместного творчества, место, где педагог не скучный наставник, а скорее старший товарищ. Кружки и секции при Домах Пионеров, Станциях Юных Техников и т.п. составляли систему внешкольной работы.
Какое же место занимает внешкольная работа или "дополнительное образование детей" - я считаю эти термины идентичными - в системе образования России? Для ответа на этот вопрос нужно рассмотреть распределение времени у взрослого человека.
Часть суток уходит на физиологические потребности - сон, прием пищи, личная гигиена и т.д. Другую часть суток занимает трудовая деятельность. Третья часть - это свободное время, которое есть практически всегда, не важно в каком количестве. Это свободное время человек использует по своему усмотрению. Это время позволяет человеку самовыражаться, как личности. не секрет, что наиболее счастливы именно увлеченные люди. А увлечения могут быть разные: телевизор, газеты, прогулки, спорт, вышивание, кулинария, пьянство, употребление наркотиков, сплетни у подъезда... Список можно продолжать до бесконечности.
"Чтобы самовыражаться, нужно заработать на еду" - скажет скептик. Но почему-то среди беднейшей части населения пьянство распространено больше. То есть время и деньги на это есть!
А вот теперь пора расставить акценты с точки зрения образования. Общее образование обеспечивает необходимыми житейскими навыками, формирует мировоззрение, обеспечивает фундамент для дальнейшего профессионального образования.
Профессиональное образование (включая высшее) обеспечивает возможность выполнения высококвалифицированного и следовательно более оплачиваемого труда. Дополнительное образование (взрослых!!!) позволяет поддерживать необходимую профессиональную квалификацию, при росте предъявляемых к работнику требований. (Например, обучение бухгалтеров компьютерной грамоте). Другая функция дополнительного образования - получение специальных навыков, в которых возникла необходимость. (Например вождение автомобиля).
Что же остается на долю внешкольной работы - дополнительного образования детей? Это развитие личности ребенка. Через творчество, через общение. Это привитие увлечения на всю жизнь. Это помощь в ВЫБОРЕ будущей профессии. Эти функции внешкольное образование выполняло всегда. Именно о важности дополнительного образования детей писал Алексей Константинович. Разумный подход к развитию дополнительного образования детей должен включать следующие шаги:
Одна из ключевых идей Департамента Образования Администрации Самарской области - это открытие на базе учреждений дополнительного образования детей технологических центров. То есть оборудовать лаборатории, чтобы их могли посещать школьники. Это мы уже проходили. Назывались такие центры "УПК" - учебно-производственные комбинаты. Их успешно разогнали. Теперь образовавшуюся нишу хотят заполнить за счет внешкольных учреждений.
Так что не нужно удивляться, что "отшоферив" рабочий день, ваш сын будет проводить время в гараже за стаканом... Ведь ничему другому его не научили. А специально или по недомыслию - решать вам.
Ожидаю поросячьего визга педагогических дамочек с тремя высшими образованиями, курсами повышения квалификации,
диссертациями за плечами: "А кто ты такой, чтобы нам указывать?".
Заранее отвечаю: школа - серебряная медаль, технический ВУЗ - диплом с отличием. Педагогический стаж с 1988 года.
Лауреат II Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования "Сердце отдаю детям", педагог
дополнительного образования высшей категории, руководитель образовательного учреждения высшей категории.
Хватит?
Приведенная ниже статья написана в октябре 1999 года. Она была с некоторыми купюрами опубликована в газете "Московский комсомолец" под заголовком "Пальцем нужно тыкать в небо, а не за батарею". Затем перепечатана "Деловыми новостями". Все что описано в ней действительно происходило на самом деле.
Прошло 2 года. Г.С. Лиманский снова мэр Самары. Волчкову сменила Смагина... Будут ли изменения в лучшую сторону, покажет время. А пока в районной администрации лежит жалоба от жильцов "Не хотим подростковый клуб!!!". Я их понимаю. Шум, гам. Грязь в подъезд тащат... А тут еще от террористов дверь хочется железную поставить. Для пущей убедительности к аргументам и фактам богато примешена ложь и клевета. Дескать в клубе каждый день пьянки. И дети из сопредельных государств занимаются, а не из нашего дома и т.п.
Пока решение проблемы находится в рамках здравого смысла - либо переезд в помещение с отдельным от подъезда входом. Либо устройство отдельного входа в это помещение. Ждем...
Интересно, кому мешает нормально работающий подростковый технический клуб?
Вопрос странный, но далеко не риторический. В недавнем прошлом, такой вопрос мог бы вызвать легкое недоумение. Но с "вводом в эксплуатацию" знаменитой программы "Дети Самары", оказалось, что на этот вопрос есть множество ответов.
Не секрет и не новость, что последние годы знамениты резким снижением финансирования из бюджета всех учреждений образования, и на это есть вполне объективные причины. Но одновременно выросла армия представителей "бездетной педагогики" и многочисленных чиновников, желающих получать зарплату, создавая видимость активной деятельности.
Являясь руководителем единственного подросткового клуба чисто технической направленности, за последние два года, я пришел к выводу, что никакие дети никому не нужны - вместо них нужны красивые лозунги.
При полном отсутствии финансирования, в клуб зачастили многочисленные комиссии и проверяющие.
Какого только бреда я не наслушался:
"Почему у входной двери стоит грязная детская обувь?". А где ей еще стоять? В книжном шкафу или на подоконнике?
"Почему в мусорном ведре лежит мусор". Наверное, у господ проверяющих дома в мусорном ведре лежат тапочки для гостей.
"Почему на стенде с фотографиями нет соответствующей надписи". Конечно, имея два высших образования, трудно догадаться без надписи, что это стенд с фотографиями.
Методист: "Почему огнетушитель на видном месте?" Пожарник: "Почему огнетушитель не бросается в глаза сразу?". Вы уж как-нибудь сначала между собой договоритесь...
"Необходимо повесить на стену список телефонов аварийных служб и работников администраций". Я согласен, но телефона у меня в клубе нет, а до ближайшего автомата (платного!) бежать минут десять.
"А где у вас стенд со структурой социально-педагогического комплекса?". Этой мудреной фразой называется то, что дети кроме клуба ходят еще и в школу, библиотеку, поликлинику, живут у себя дома и т.д. И все эти службы должны взаимодействовать. Никто и не возражает. Но клуб посещают дети (хотя иногда мне кажется, что проверяющие посещают его гораздо активнее) и им (детям) малоинтересно разглядывать стенд со "Структурой".
Задавать вопросы - дело заразное. Послушал-послушал, и самому захотелось:
Еще один любимый конек чиновников - борьба с наркоманией. В каждом клубе должен быть стенд с четкими инструкциями, какие бывают наркотики, где их взять и как правильно употреблять и что нужно делать, чтобы этого никто не заметил. Кому выгодно возбуждать любопытство подростков?
Пока во главе угла будет стоять принцип "Сначала стань наркоманом ("трудным", алкоголиком, и т.д.), а потом мы будем тебя "реабилитировать"" - наркоманов с каждым днем будет больше, и "борцы" с ними без работы не останутся.
Ситуацию, когда нормальному ребенку невозможно обеспечить полноценный летний отдых, а состоящему на учете в наркологическом диспансере или в милиции, нет проблем получить путевку на базу отдыха "Дубки", бесплатное посещение бассейна и т.д., можно назвать преступлением. Но некоторые чиновники, ставят себе такое положение в заслугу.
Есть очень простая схема борьбы с наркоманией, где каждый занят своим делом. Врачи и психологи лечат наркоманов. Милиционеры ловят и сажают за решетку распространителей наркотиков. Педагоги-внешкольники стараются настолько занять детей интересным и полезным делом, чтобы даже мысли попробовать наркотик не возникало. А администрация, вместо того, чтобы проверять чистоту унитазов в подростковых клубах, занялась бы решением социальных проблем, чтобы у родителей все-таки была возможность заниматься своими детьми, а не искать средства к выживанию.
Чем же тогда будет заниматься госпожа Лекарева? Тем, чем и должна - отвечать за работу СПОРТИВНЫХ СООРУЖЕНИЙ города Самары. А то на стадион "Динамо" вход для занятий - 5 рублей, на "Металлург" вообще просто так не попадешь, "Крылья Советов" похожи на свалку и т.д. и т.п.
"Не нравится - не работай". Да, мне не нравится. Не нравится выслушивать бредовые замечания, еженедельно готовиться к встрече очередной комиссии, вычерчивать структуры и схемы, вешать таблички с планом эвакуации из трехкомнатной квартиры и красить листья осенью в зеленый цвет.
Почему на мероприятии, под названием "приемка клубов" не избиратели и налогоплательщики в лице родителей и педагогов принимают клуб у администрации, которая должна обеспечить его всем необходимым, а наоборот? Почему дети и педагоги должны красить, строгать, подметать и мыть, после чего чиновник, не выделивший на клуб ни копейки, будет искать пальцем пыль за батареями, и выговаривать педагогу за отсутствие противопожарной сигнализации и неисправную сантехнику.
Идеальный подростковый клуб с точки зрения исполнителей программы "Дети Самары" - чисто, стерильно, тихо, идеологически выдержанно - почему-то напоминает мавзолей. Идеальный педагог-организатор - посещающий еженедельные педсоветы, принимающий участие в семинарах и совещаниях, пишущий планы, программы, концепции, составляющий договора о совместной деятельности с "субъектами СПК", проводящий беседы с наркоманами и хулиганами и при этом успевающий заниматься с обыкновенными мальчишками и девчонками, заслуживает того, чтобы его в этот мавзолей поместили.
Я умею и хочу работать с детьми. С наркоманами пусть работают наркологи, с бандитами - прокуроры, а с отдельными "методистами" - психиатры. А я хочу работать с теми детьми, которые вместе со мной хотят заниматься своим любым делом.
И, на прощание, несколько лозунгов:Говоря о качестве образовательного процесса в дополнительном образовании детей, в первую очередь нужно определиться с критериями по которым мы можем его оценить. В общем образовании одним из критериев может являться соответствие системы знаний и навыков педагога требованиям образовательного стандарта. То есть школьный педагог должен как минимум обладать теми знаниями, которые он должен донести до учащихся. Это вполне разумный, хотя и не единственный критерий.
Давайте теперь рассмотрим ситуацию с точки зрения дополнительного образования детей. Отсутствие образовательного стандарта не позволяет однозначно оценить необходимый педагогу дополнительного образования багаж знаний. Такие же качества педагога, как способность увлечь детей, способность обучать и развивать оценке "из вне" поддаются с большим трудом.
Из сложившейся ситуации разумным выходом была бы система аттестации, основанная на исторически сложившихся отношений во внешкольной работе. Нетрудно сформулировать требования к квалификации педагога-внешкольника для каждой категории.
Например, ПДО второй категории должен как минимум выполнять задачи обеспечения занятости детей, профориентации и т.п.
ПДО первой категории, выполняя все требования к ПДО второй категории должен иметь выраженную результативность у своих воспитанников, или работать с одним контингентом два и более года.
От педагога высшей категории также требуется владение навыками программирования учебного процесса, разработки дидактического материала, методических пособий и работы по повышению квалификации педагогических кадров.
Таким образом, достаточным основанием для аттестации педагога на вторую категорию, являлась бы рекомендация педагогического совета учреждения (подобно ныне действующему второму этапу аттестации).
Сложнее обстоит вопрос с оценкой результативности. Призы полученные на Всероссийских конкурсах и соревнованиях не могут быть критерием результативности, т.к. возможность участия ребенка в общероссийских мероприятиях зависит не от квалификации педагога, а от финансовых возможностей учреждения и родителей.
Хотя если подходить к вопросу с системных позиций, давно пора раз и навсегда решить вопрос о системе конкурсных мероприятий по принципу район-город-область-Россия, с обязательным бесплатным для родителей командированием сильнейших на мероприятия следующего уровня. Но до этого, похоже, пока еще далеко.
Но в настоящее время у спортсменов есть четкий критерий результативности - разряды и звания Единой Всероссийской Спортивной классификации. А разработать обоснованные критерии в неспортивных направлениях, я думаю, вполне по силам тем, кто в этих направлениях работает. А там где формализация невозможна, с успехом в качестве критерия может выступать сохранность контингента.
Формой аттестации педагога высшей категории должна являться методическая разработка, причем желательно авторская программа или законченный фрагмент методики обучения в своем направлении. В качестве исключения высшую категорию можно присваивать педагогам имеющих значительные достижения на федеральном и международном уровне.
И вообще, если во главу угла ставить не желание образовательных чиновников быть "впереди планеты всей" в области внедрения сомнительных инноваций, а интересы развития всей системы образования, нужно работать в направлении разработки простой, понятной системы аттестации, опирающейся на сложившиеся традиции внешкольной работы.
И вообще, качественно оценить квалификацию педагога дополнительного образования детей могут только его коллеги, работающие в том же самом направлении.
Предваряя возможные возражения, хочу заметить, что аргументы вроде "мнение коллектива и педсовета может быть необъективным", или "педагоги разработают для себя выгодные им критерии" являются абсолютно не состоятельными. Объективность чиновников от образования гораздо более сомнительна, чем объективность педсовета.
Самарская область одна из первых включилась в эксперимент по аттестации. К чему же мы пришли?
В этом году (2000) я лично имел возможность убедиться в абсурдности действующей системы. У меня как раз закончился пятилетний срок действия высшей категории. Вообще-то, мне малопонятно такое явление как повторная аттестация каждые 5 лет. Опыт работы со стажем несомненно растет. Положение, при котором разряд по ЕТС повышается со стажем, лишний раз тому подтверждение. Но зачем тогда переаттестация? Можно было бы понять необходимость этой процедуры для тех, у кого был перерыв в педагогической работе, или для педагогов, работающих в области быстро развивающихся технологий (например информатика). Ответ один - повторные аттестации обеспечивают "работой" значительное количество чиновников.
В 1999 году я был лауреатом Всероссийского конкурса, что позволяло мне надеяться, что категория будет продлена автоматически. В Центре по мониторингу, лицензированию и аттестации в образовании мне сказали, что аттестацию я буду проходить на общих основаниях. В принципе, для меня аттестация и в действующем виде не является большой проблемой, важен сам факт существования подобной практики.
В рамках процедуры аттестации кроме экзамена и собеседования предусмотрена такая форма аттестации, как защита научно-методической разработки. Решив, что авторская программа (причем изданная!) является подходящей в качестве методической разработки, я глубоко ошибся. В программе аттестации предложены следующие требования к научно-методической разработке: цель работы, объект исследования, методы исследования, основная гипотеза, основные положения, полученные результаты. Попробуйте найти подобные положения в образовательной программе. Ощущение таково, что аттестуется не педагог-практик, а научный сотрудник. Самое интересное наверное не в том, что мне удалось написать к своей программе еще одну пояснительную записку, содержащую указанные разделы, а в том что она удовлетворила аттестационную комиссию и ее восприняли абсолютно всерьез, вследствие чего, я успешно аттестовался.
Приведу ее полностью в качестве руководства к действию коллегам, которым предстоит аттестация: "Одновременно со мной аттестацию проходил мой коллега по направлению. Он избрал в качестве формы аттестации экзамен. Мы долго веселились, глядя на выставленные в экзаменационном листе "отлично" по Правилам соревнований по радиоспорту, методике обучения в спортивной радиопеленгации и еще чему-то подобному. Дело в том, что ни один из членов комиссии не имел даже начальных понятий в области радиоспорта… Спасибо им, что понимая абсурдность такой аттестации, они не стали устраивать спектакль, а просто выставили отличные оценки. И кому нужна такая аттестация?
Вернемся к научно-методической разработке. Я считаю, что любая законченная авторская программа (если она действительно авторская!!!) представляет собой научно методическую разработку. В любой образовательной программе основываясь на научном подходе, опираясь на факты и систематизируя их, автор разрабатывает собственную методику организации учебно-тренировочного процесса.
При действующей системе стараниями разработчиков программы аттестации скоро будет выращена каста АТТЕСТАНТОВ - "педагогов", которые вместо работы занимаются переписыванием трудов психологов и педологов под видом научно-методических разработок.
Низкие зарплаты в образовании, отсутствие необходимого инвентаря, оборудования, невозможность вывезти детей на соревнования - этих факторов более чем достаточно для "вымывания" из системы образования наиболее квалифицированных кадров. Непродуманная унизительная процедура аттестации призвана вытолкнуть из системы образования именно тех специалистов, которые совмещают работу в дополнительном образовании с преподаванием в высшей школе или работой в производственно-коммерческом секторе. Стараниями врагов или дураков скоро в дополнительном образовании детей останутся работать только те, кому больше некуда податься. После чего чиновники спокойно ликвидируют систему внешкольной работы, заменив ее реабилитационными центрами малолетних наркоманов и подонков и платными компьютерными курсами.