Фере Алексей Васильевич (1903-1971)
Алексей Васильевич Фере, как музыкант и педагог был явлением уникальным. Глубокая эрудиция в вопросах искусства, обширные творческие планы, в которых значительное место занимал композиторский труд, кипучая деятельность педагога, огромный общекультурный потенциал сочетались с заинтересованностью в контактах с разными людьми, осведомлённостью в текущей мировой политике - и это при почти трогательной порой беспомощности в разрешении неизбежных коллизий окружающего быта. Все эти черты личности, как и особая одухотворённая красота его внешнего облика, вызывающая в памяти образ старца Гёте, неизменно привлекали к нему учащуюся молодёжь …
За Фере негласно сохранялся непререкаемый духовный авторитет Учителя. Именно он был самой видной, неповторимой личностью, неотразимо притягивающей к себе тех, в ком имелись задатки исследовательской работы в области музыкознания и сочинения музыки, чьи интересы были в равной мере свободны от обывательской узости и влияния живучих догматических установок.
Пришлось бы погрешить против истины, назвав его существование полностью безоблачным. Как один из близких учеников, я хорошо помню немало горьких минут разочарования, пережитых им из-за непонимания, повседневной мелочности и равнодушия окружающих к тому подлинно великому и прекрасному, чему он служил всю свою жизнь…
Известность, которой пользовался Алексей Васильевич, была отнюдь не регионального значения. Её истоки уходили корнями в 30-е годы, годы его юности, проведённые в Ленинграде в среде таких в будущем крупных деятелей отечественной культуры, как Е.А. Мравинский, И.И. Соллертинский, великий актёр Н. Черкасов. Но и он пополнил её своими многочисленными учениками, неизменно пользовавшимися успехом как в Самаре, так и в Москве, Саратове, Нижнем Новгороде, особенно же в Ленинграде. Можно сказать без всякого преувеличения, что А.В. Фере оставался всегда частью музыкальной культуры Петербурга-Ленинграда. Возьму на себя смелость утверждать, что в Самаре-Куйбышеве он, конечно, был звездой первой величины, но лишь потому, что в силу известных причин в определённую эпоху развития страны, сошёл со своей естественной орбиты. По прошествии многих лет после его кончины ясно, что его имени самой судьбой предначертано было блистать в ряду таких равновеликих ему величин, как С.Н. Богоявленский, М.С. Друскин, Е.М. Орлова, И.Я. Пустыльник. Перейдя в другой культурный регион, он не утрачивал связующих нитей с Ленинградом, не только благодаря переписке и периодическим поездкам, но прежде всего в силу неустанной работы творческой мысли, всегда успевавшей за бегом времени, начисто лишённой консерватизма, провинциальной ограниченности и неизбежно возбуждавшей инициативу многочисленных учеников, в среде которых прослеживается то неуловимое единство, которое позволяет говорить о научной и педагогической школе А.В. Фере.
…Признаки существования научной школы очевидны в развитии "вширь" основополагающих принципов её главы. К числу таких констант в первую очередь принадлежит историзм, который Алексей Васильевич никогда теоретически не декларировал, но практически выявлял через поразительную широту и разносторонность интересов в прошлом и настоящем, в малых и больших проблемах музыкальной культуры… Интерес к философскому аспекту образности и драматургии был для него едва ли не главным аспектом расширения чисто искусствоведческой проблематики, способом введения её в культурологический контекст, без чего невозможен подлинный историзм. К этим методологическим принципам Алексей Васильевич продвигался сам (и вёл за собой учеников), исходя не из догматической теории, а из практического музицирования, из глубокого погружения в художественный мир рассматриваемого музыкального произведения. Кстати, именно поэтому в ситуации радикальной переоценки методологии теоретического и исторического искусствознания, наступившей в отечественной науке и педагогике в 70-х - 80-х годах, его наследие принципиально не устаревает.
Особой сферой интересов Алексея Васильевича была музыка XX века.… Наверное все без исключения самарские музыковеды моего поколения вспоминают с благоговением кружок изучения современной музыки, организованный в училище на общественных началах и превратившийся под руководством Фере в настоящие самарские "Вечера современной музыки". Это был важнейший фактор музыкальной жизни города… Позднее я был свидетелем того, как интересовались кружком в Ленинградской консерватории, куда дошли слухи об этих уникальных собраниях молодёжи… Сила педагогического воздействия Алексея Васильевича на учеников заключалась в том, что он формировал не только объём их знаний, круг художественных приоритетов, но и стиль профессионального мышления, особенности восприятия художественных ценностей, ориентиры в бесконечном мире искусства. Общение с ним облагораживало душу, давало возможность подлинного приобщения к специфическим законам красоты, иногда резко диссонирующим с жизненными реалиями.
Алексей Васильевич был педагогом с универсальными интересами, вёл почти все предметы у музыковедов… Его курс музыкальной литературы стал подлинным курсом истории музыки, всеобъемлющим и последовательным по материалу… Он никогда не пользовался на занятиях звукозаписью, хотя фонотека была… Атмосфера живого музицирования не только стимулировала мысль, но и доставляла подлинное художественное наслаждение. Он обладал редким даром трансформировать музыкальную образность в словесные эквиваленты, но не оставил завершённых книг. Ученики являются наиболее совершенными и завершёнными произведениями своего учителя. Всем им выпала высокая честь делить авторство своих научных трудов с А.В. Фере. За ними почётная обязанность передавать его традиции дальше, по наследству.
Выдержки из воспоминаний об А.В. Фере его ученика -
доктора искусствоведения Владимира Петровича Коннова.
... Я по-прежнему люблю тебя и всегда привожу в пример занятия с тобой современной молодёжи. Учеников у меня достаточно, но настоящих "Учеников с большой буквы" очень мало, почти нет, да с ними обычно приходится расставаться, что для меня всегда очень тяжело.
Из письма Алексея Васильевича И. Никонову 01.12.1963.
... у меня на днях была маленькая радость - беседа в недавно открытом молодёжном клубе о Стравинском. Это состоялось в среду. Каково же было моё удивление, когда увидел перед собой многочисленную аудиторию, очень внимательную и интеллигентную из студентов и научных сотрудников города. Некоторые из присутствовавших были в Москве на концертах Стравинского. Мне стало очень хорошо на душе, когда с первых слов почувствовал настоящий контакт и взаимное понимание с публикой. Я очень непринуждённо импровизировал, наигрывал на фортепиано. Было много вопросов.
Из письма Алексея Васильевича Л. Филипповой 02.11.1962.
.... Читал лекцию в филармонии "Симфоническое творчество П. И. Чайковского" для студентов города. Удивила масса народа, даже все ярусы были заполнены. Слушали хорошо, внимательно, но всё же настоящего контакта с аудиторией я не почувствовал. В чём тут причина мне не совсем ясно, может быть моя усталость. Я говорил о Четвёртой симфонии, как о трагедии одиночества, которое не преодолевается и в финале, говорил о проблеме личности и общества. Не знаю, может быть для молодёжи это вопрос уже решённый.
Из письма Алексея Васильевича к Л. Филипповой 16.13.1963.
Ученики А.В. Фере
Уровень музыкально-теоретической подготовки учеников А.В. был очень высок. Многие его выпускники успешно поступали в ведущие консерватории страны. Это Московская и Ленинградская консерватории, ТГМПИ им. Гнесиных, Горьковская, Саратовская, Новосибирская, Петрозаводская, Казанская консерватории и другие учебные заведения страны.
Среди учеников А.В. Фере 40-х - 60-х годов (еще до открытия ОТМ и выпускников отделения) многие стали видными деятелями музыкальной культуры страны. Это:
Сосновцев Б.А. - профессор Саратовской консерватории
Шахматов Н.М. - композитор, г. Ленинград
Рагс Ю.Н. (первый выпуск ОТМ, 1948 г.) - доктор искусствоведения, научный руководитель вычислительного центра, профессор Московской консерватории
Юсфин Ю.А. (вып. 1949 г.) - композитор, г. Санкт-Петербург
Михеева-Соллертинская Л. В. (вып. 1953 г.) - совмещала учебу на ФПО и ОТМ - музыковед, ученица М. Друскина, автор книг о Д. Шостаковиче, Д. Кабалевском, Малере и др, член Союза композиторов России.
Тинитилова М. (вып. 1955 г.) - после окончания Ленинградской консерватории, преподавала в Институте кино, театра и музыки (г. Ленинград)
Коннов А.П. (вып. 1952 г.) - совмещала учебу на ФПО и ОТМ - редактор Ленинградского радио
Ерохин В. (вып. 1955 г.) - совмещал учебу на ФПО и ОТМ - композитор, член союза композиторов России, ведущий редактор музыкальных журналов
Дунаевский М.А. (вып. 1957) - редактор Ленинградского издательства "Музыка", ныне (с 1992) - заместитель генерального директора Охтинского центра гуманитарно-эстетического воспитания
Некрасова Г.И. (Мошкина, вып. 1966 г.) - доктор искусствоведения, профессор Санкт-Петербургской консерватории
Фролов. С.В. (вып. 1967 г.) - доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой русской музыки в консерватории г. Санкт-Петербург
Коннов В.П. (вып. 1967 г.) - профессор Академии культуры, г. Санкт-Петербург
Многие ученики Алексея Васильевича этого периода, стали ведущими преподавателями высших учебных заведений г. Самары, средних учебных заведений и ДМШ г. Самары и области. Это:
Федотова Г.А. (Трифонова, вып. 1950 г.) - После окончания Горьковской консерватории сначала преподавала (с 1955 г.) в Куйбышевском музыкальном училище, затем - с 1962 г. - на музыкально-педагогическом факультете КПИ, ныне - доцент
Касьянова И.А. (вып. 1954 г.) - совмещала учебу на ФПО и ОТМ, после окончания III курса поступила в Ленинградскую консерваторию - музыковед, педагог, член Союза композиторов России, окончила Ленинградскую консерваторию (1959) и с 1962 преподает на музыкально-педагогическом факультете Самарского государственного педагогического университета, доцент с 1991 г., ныне и.о. профессора, кандидат искусствоведения
Филиппова Л.Л. (вып. 1962 г.) - окончила Ленинградскую консерваторию, работала в Куйбышевском музыкальном училище, а с 1971 г. преподавала в Самарской государственной академии искусств. В настоящее время - заведующая студией аудио-видео записи Академии искусств
Хельбен Э. (вып. 1960) работала на музыкальном факультете КПИ, эмигрировала в Израиль
Благовещенская О.Б. (вып. 1963 г.) - музыковед, педагог СГАКИ, занималась проблемами фольклора Самарской области
Бурлина Е.Я. (вып. 1966 г.) - доктор философских наук, профессор Самарского государственного университета, член Союза композиторов России
Сальникова В.П. (вып. 1966 г.) - музыковед, кандидат искусствоведения, член Союза театральных деятелей, музыкальный и театральный критик, работала в СГАКИ, ныне в СГПУ, доцент кафедры теории и истории мировой культуры
Ахматов Ю.А., Герасимова Л.И., Финаева О.Е., Шкиренко Л.И., Лешеткина Л.П., Тарасова Г.П. - преподаватели СМУ им. Д.Г. Шаталова.
Тарасова Г.П. (вып. 1964) - после окончания ГМПИ им. Гнесиных работала в ДМШ №1, а с 1973 - в Самарском музыкальном училище, одновременно она стала преподавателем и завучем и до сих пор бессменно занимает эту должность. Галина Петровна преподает музыкальную литературу на исполнительских отделениях (ДХО, ОНИ). Она обладает яркими творческими способностями - ею написаны хоровые, вокальные, инструментальные сочинения. Все сочинения исполнялись силами учащихся и педагогов СМУ. Заслуженный работник культуры России.
Шегал М. (вып. 1965 г.) - ныне зав. теоретическим отделением музыкального училища г. Тольятти
Шиманова Т.В. (первый выпуск ОТМ, 1948) - долгие годы весьма успешно и плодотворно работала в ДМШ №2, ныне - пенсионер
Щелкова Е.Н. (первый выпуск ОТМ, 1948) - педагог ДМШ №5, воспитала многих музыкантов, ныне - пенсионер
Голованов В.В. - совмещал учебу на ФПО и ОТМ, с III курса поступил (заочно) в ГМПИ им. Гнесиных и с начала 50-х до начала 60-х работал в Куйбышевском музыкальном училище, вел музыкально-теоретические дисциплины на исполнительских отделениях, методику сольфеджио на ОТМ. В 1961 г. уехал в Луганск, где стал преподавать на музыкальном факультете педагогического института. В настоящее время пенсионер, живет в Подмосковье, автор нескольких методических пособий.