Упражнение 2
Следующее упражнение
- рисунок рамки - более трудно для начинающего, поскольку здесь он сталкивается
с предметом, довольно сложным по форме. Рамку, которую можно сделать самому,
вырезав из картона, нужно начинать рисовать так же, как и линейку. Положив новую
модель
на стол под углом, например, 45° относительно места, где собирается сидеть художник,
прежде всего определяем ближайшие ее стороны. Для этого проводим горизонтальную
линию, отмечаем на ней точку - место касания ближайшего угла рамки с линией
- и от этой точки строим стороны рамки, а затем, измерив ширину и сравнив модель
с рисунком, Отмечаем остальные стороны. Все это делается "на глаз",
как и рисунок линейки.
Когда внешние границы
рамки будут таким образом намечены, можно переходить к определению ее внутреннего
выреза. Мысленно продолжаем одну из сторон выреза до пересечения с наружной
стороной рамки и, отметив точку пересечения, переносим ее на наш рисунок. От
этой точки строим внутренние границы рамки. Найдя две ближайшие из них и установив
размеры, можно пометить и дальние. Когда построение будет закончено, следует
еще раз сравнить изображение с натурой и поправить замеченные неточности. Нужно
сделать несколько рисунков рамок, кладя их под разными углами и стараясь как
можно точнее и четче определять положение рамки на плоскости стола и соотношение
ее частей.
Рассматривая окружающие
нас предметы, мы обычно удивляемся многообразию поверхностей, которые образуют
их форму. Но анализируя сложный по форме предмет, нетрудно обнаружить в нем
своеобразное сочетание простейших форм. Например, кувшин можно рассматривать
как соединение шара и цилиндра, вазу - как сочетание двух конусов и цилиндра
и т. д. Подобное упрощение позволяет легче разобраться в характере устройства
формы и ее изобразить. Наконец, подобный подход ускоряет для молодого художника
переход от первых рисунков к изображению более сложной формы. Умение рисовать
простейшие геометрические тела открывает дорогу к передаче самых сложных предметов.
Поэтому после первого знакомства с началами рисунка вообще необходимо переходить
к изучению метода изображения реальной формы на простейших геометрических телах.
Если до сих пор
вы рисовали плоские предметы, то есть различные вещи, обладавшие незначительным
объемом - "толщиной", то теперь задача существенно усложняется. Рисовальщику
предстоит передавать не только протяженность предмета в глубину (линейки, рамки),
но и объем. Посмотрите, например, на куб, с которого и следует начать следующую
серию упражнений. Его форма образуется квадратами граней, сходящихся под прямыми
углами друг к другу. Ребра граней соответственно также сходятся под прямыми
углами. Разобравшись в строении этой несложной формы, можно попробовать перейти
к рисунку.
Мы видим куб с одной
стороны, и потому невольно возникает вопрос, не начать ли его именно так и рисовать.
Но попытка изображать только видимые грани сразу наглядно покажет художнику,
что рисунок получается совсем неубедительным. И дело здесь в том, что он рисует
только видимую часть формы, не воссоздав на бумаге ее действительное строение,
или, иначе говоря, конструкцию. В уже знакомой начинающему художнику рамке границы
внешней формы собственно и определяли конструкцию. Что же будет составлять конструкцию
в кубе? Очевидно, границы граней, которые определяют основные особенности формы,
точнее сказать, места пересечения граней, образующие ребра куба. Тем самым ребра
представляют как бы основу всей конструкции куба, и потому именно с них начинается
рисунок его формы.
< назад - содержание - вперед >