Упражнение 7
Приобретенный
навык построения объема цилиндра дает художнику известное умение изображать
круглую форму без предварительного построения, поэтому шар нужно строить не
через многогранник, а прямо как шар. Работа над рисунком шара идет следующим
образом. Художник отмечает место, на котором этот шар находится (то есть точку
соприкосновения его с поверхностью стола) и проводит два его диаметра. В качестве
предварительного упражнения очень полезно нарисовать эти диаметры отдельно,
а это значит сделать специальную модель из двух картонных склеенных по диаметрам
и под прямым углом друг к другу кругов. Рисунок подобной модели позволяет научиться
рисовать кривую линию в перспективе и трактовать ее не как эллипс или овал,
а именно как окружность в пространстве, что необычайно важно для работы.
Итак, рисунок шара
начинается с отметки легкими штрихами двух его диаметров - вертикального и горизонтального.
Отметив длину диаметров, по ним строим внешние границы шара и сразу же начинаем
класть тон, поскольку в рисунке шара построение - это прежде всего светотеневое
решение объемной формы. Заштриховав сторону, не получающую прямых лучей света,
начинающий художник должен отметить в ней самое темное место, положить полутон
на свет, то есть отметить в световой части и темное и светлое место (все это
почти одновременно) и затем переходить к конкретизации освещения формы. В самом
начале работы следует проложить и фон. Конкретизация ведется вместе с уточнением
объема шара, иными словами, одновременно и по мере того как шар приобретает
все более и более четкую форму. Так, все время сравнивая рисунок с натурой,
используя фон для выявления объемности, художник воссоздает форму шара.
< назад - содержание - вперед >