Упражнение 10

          Первый натюрморт лучше составлять из ранее рисовавшихся и потому хорошо изученных предметов. Сама по себе задача изобразить несколько вещей вместе достаточно трудна. Возьмите тот же знакомый вам куб и еще какую-нибудь геометрическую форму, предположим цилиндр, и попробуйте сделать постановку, то есть так расположить их на столе, чтобы с того места, откуда художник собирается рисовать, они смотрелись уравновешенно и не вызывали желания их переместить. Составив таким образом группу, можно переходить к рисунку, которому здесь уже должен предшествовать обязательный эскиз. Для этого следует взять небольшой кусок бумаги и, начертив на нем небольшие рамки с таким же соотношением сторон, как тот лист, на котором вы собираетесь рисовать натюрморт, начать искать уравновешенное расположение всей группы по отношению к рамке. Для того чтобы облегчить поиски, вся группа помечается в целом, а не каждый предмет отдельно. Когда место натюрморта будет найдено и тем самым композиция окажется решенной, последнюю переносят на основной лист бумаги.
          Глядя попеременно на эскиз и натуру, общими линиями помечаем всю группу из двух предметов на листе, чтобы она в общем соответствовала положению на эскизе, и только после этого приступаем непосредственно к рисунку. Сначала путем сравнения расположения предметов в натуре с намеченной композицией уточняются отдельные составные части натюрморта. Легкими линиями предметы "отсекают" друг от друга, намечают общий размер, общую форму и положение каждого из них на столе. Когда вся группа в целом будет определена, можно переходить к построению отдельных предметов. Прежде всего, легко намечаются основания с тем, чтобы они заняли правильное пространственное положение, затем уточняются грани и верхние части форм. Все это нужно делать, не упуская из виду общей формы и группы в целом. Отсюда очень важно уже в процессе построения проложить основные тени и проверить тем самым положение граней.
          В результате такого общего решения в листе возникнет изображение предметов, внешне похожих на те, которые видит глаз художника.
          Для того же, чтобы достичь полного зрительного сходства, надо еще уточнить размеры граней, соотношение отдельных частей друг с другом, конкретнее передать освещение, что и составит второй этап работы над натюрмортом. Непрестанно сравнивая рисунок с натурой, ведя его все время от общего, параллельно уточняя форму и освещение, не теряя из виду значения фона для передачи объема предметов, художник решит весь натюрморт. Однако в процессе подобной работы начинающий рисовальщик, выявляя форму каждого отдельного предмета, заботясь о точности передачи его размера, очень часто упускает общую связь между предметами. В его рисунке на разных вещах могут оказаться одинаковые тени или одинаково освещенные части, что не соответствует действительности. Свет заливает всю группу как единое целое, и поэтому в натюрморте будет одно самое светлое и одно самое темное место.
          Приведение изображения к единому тональному целому и является для художника последним завершающим этапом работы над рисунком.
          Подобных натюрмортов начинающему художнику надо выполнить несколько, потому что, только изучив простейшую форму, характер ее светотеневого построения, принципы организации композиции натюрморта и метод работы от общего, можно переходить к изображению несложных вещей из окружающей нас обстановки. Соответственно большое значение приобретают здесь точность построения, верная передача светотеневых отношений. Причем, рисовать следует на светлом фоне и лучше при электрическом освещении, которое дает возможность четче определять светотень на форме.




< назад - содержание - вперед >

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100 Service