Упражнение 11
Последующие натюрморты,
помимо геометрических предметов, могут включать в себя несколько простейших
вещей домашнего обихода вроде кружек, кувшинов и т. п. Вначале лучше избегать
стеклянных предметов и не брать тканей. Со временем можно вводить и драпировки.
Рисунок
показывает пример уже такой постановки, куда, помимо простейшего геометрического
тела - куба, включены кувшин и драпировка.
Для этих новых усложненных
натюрмортов также необходимы предварительные эскизы. Однако, хотя начало рисунка
здесь аналогично предыдущим заданиям, основной процесс работы несколько меняется.
Так, поскольку наравне с белыми предметами в постановки входят предметы, обладающие
определенно выраженными окраской и материальными особенностями, необходимо сразу
же после определения композиции и общих масс наметить отличия отдельных вещей
по тону, например, коричневого кувшина и белого гипсового куба.
Сделать это нужно,
во-первых, для того чтобы художник мог сравнивать свой рисунок с натурой, а
во-вторых, учитывая действие оптического закона, согласно которому белые и вообще
светлые объемы кажутся нашему глазу больше по размеру таких же темных или черных.
Отсюда самое строгое построение формы без тона может привести к существенным
ошибкам в пропорциях. При этом нужно следить, чтобы штрих был легким. Не нужно
сильно нажимать на карандаш. Устанавливаются только основные тональные разницы.
Наметив композицию
и общую форму входящих в постановку вещей, художник должен определять тональные
различия предметов. Однако невидимые части формы можно строить менее тщательно,
так как их построение должно скорее служить проверкой, средством, позволяющим
уточнить пространственное положение предметов и вернее изобразить их форму.
Когда натюрморт
таким образом построен, дальнейшая работа над формой ведется с помощью светотени,
то есть нужно строить форму тоном, все время уточняя размеры, ни на секунду
не забывая о проверке и сопоставлении отдельных частей постановки друг с другом.
Каждый штрих карандаша должен идти по форме и ее уточнять.
Художнику необходимо
стремиться одновременно строить форму и решать материальное отличие одного предмета
от другого.
Заключительная фаза
работы над рисунком сводится, как и в предыдущих заданиях, к тональному объединению
изображения и установлению точной разницы между белизной гипсовых геометрических
тел и тоном глиняной крынки.
< назад - содержание - вперед >