Упражнение 13
Первые натюрморты
этого рода необходимо составлять из предметов, хорошо знакомых рисовальщику.
Подобное условие обязательно потому, что знакомая и привычная для глаза форма
позволит легче и точнее справиться с ее решением, чем впервые увиденная. В постановку
можно включить в качестве своего рода ориентира одну какую-либо геометрическую
форму и непременно кусок ткани - полотенце или обрезок белой материи.
Вначале ткань послужит простым фоном или ее можно постелить на стол под всю
постановку, уложив одну-две небольших складки; в дальнейшем тканью следует пользоваться
более широко и самостоятельно, например, вешать один конец на стену, а другой
спускать на стол и т. п. Сами натюрморты составляются по принципу соединения
в одной постановке предметов, разных по форме и материалу. Кружка, кувшин, яблоко
и куб - хороший подбор для первого задания.
Процесс работы строится
аналогично прежним заданиям. Необходимо, прежде всего, сделать эскиз и исходя
из него наметить на бумаге натюрморт. Но при построении формы предметов художник
должен с самого начала рассчитывать на ранее приобретенные знания, опираться
на них. Практически это значит, что здесь нет надобности так тщательно анализировать
устройство, основание каждого предмета, прослеживать невидимые грани, как в
натюрмортах из гипсовых геометрических тел. Предметы нужно рисовать как бы сразу,
стараясь наметить и решить их форму вместе с тоном и выявлением материальных
качеств вещей, после решения общей формы предметов переходить к выявлению тоном
материальных отличий их друг от друга, показывая, какие предметы темнее и какие
светлее; тут же фиксировать разницу фактур - мягкая, жесткая, металлическая,
глянцевая, гипсовая и т. п. Одновременно помечается фон, который трактуется
как среда, то есть около светлых предметов слегка темнее и наоборот. Здесь можно
пользоваться резинкой или снимкой, применять различные направления штриховки
для выявления фактур предметов.
Получив возможность
вести рисунок, сравнивая его с натурой, художник должен и дальше уточнять вместе
с формой светотень, тон и материальные отличия предметов.
Первые рисунки постановок
подобного рода не обязательно доводить до полной законченности. Достаточно построить
форму, решить освещение и показать разницу фактур, чтобы переходить к следующему
рисунку. Это допускается для того, чтобы начинающий художник мог полнее сначала
разучить самый метод изображения предмета, научиться правильно и последовательно
вести работу, знать, как выявляются материальные особенности формы. Но последующие
натюрморты обязательно доводятся до полного завершения в передаче материальных,
тональных и фактурных отличий предметов, поскольку именно углубленное изучение
формы служит основой изображения окружающей нас натуры и действительности. Ведь
натюрморт в учебной работе - это, прежде всего, одно из средств, позволяющих
художнику научиться передавать все разнообразие материальных вещей и тем самым
вооружиться необходимым для его творчества методом реалистического искусства.
Последующие натюрморты
усложняются как за счет большего количества входящих в них вещей, тканей, так
и за счет разнообразия фактуры предметов. Если в первых постановках оказывалось
предпочтение предметам, контрастным по фактуре (яблоко и глиняная кружка, кружка
с черным хлебом и тарелкой), то теперь, наоборот, лучше соединять вещи, близкие
по цвету и фактуре, как, например, холст, деревянная корзина, крынка, полотняный
мешок, использовать самые разнообразные ткани. Раньше ткань служила преимущественно
фоном, здесь же важно попробовать использовать ее как часть натюрморта, объединяя
ею композицию и подчеркивая фактуру отдельных предметов. Последовательность
рисунка сохраняется та же, что и в более ранних натюрмортах, но самый характер
работы должен определяться той точностью, которая необходима для передачи материальных
особенностей вещей. Поэтому после первоначального наброска общих форм предметов
сразу переходим к изображению этих предметов, стараясь выявить их материальное
отличие друг от друга. Работать нужно отношениями тона, помня все время о тональном
масштабе и добиваясь натуральности не за счет черноты рисунка, а за счет верной
передачи всех отношений.
В заключение художнику
останется тщательно сравнить и сопоставить рисунок с натурой. Стараясь сидеть
неподвижно, только глазами перебегая с рисунка на натуру, художник должен заметить
те неточности в форме, в ее деталях и освещении, которые раньше он не видел.
Сравнивая таким образом рисунок с натурой и исправляя его, он добьется точного
изображения. Столкнувшись с необходимостью более точной передачи материальных
особенностей предметов, он научится на этих натюрмортах более полно и, значит,
правдиво передавать натуру и овладеет знаниями, необходимыми для перехода к
натюрмортам с большим количеством предметов, сложнейших по форме и фактуре.
< назад - содержание - вперед >