Упражнение 14
С
переходом к рисунку несложных предметов из окружающей нас обстановки может оказаться,
что художник начнет воспринимать тональные отношения менее точно и четко, чем
он их видел и фиксировал в гипсовых моделях. Его рисунки могут стать как бы
живописнее, но строгость тонального построения окажется в них потерянной.
Чтобы этого не случилось,
желательно периодически возвращаться к рисунку гипсовых предметов и в данном
случае к таким моделям, как вазы и капители. Рисунок гипсовой вазы, сначала
гладкой, затем с орнаментом, выполняемый параллельно с работой над натюрмортом,
позволит художнику вновь проанализировать метод изображения формы и более успешно
решить задачу воспроизведения материальных качеств предметов. Причем вести такое
упражнение следует в самой тесной связи с задачами, решаемыми в натюрморте,
и, значит, вазу рисовать не одну, а вместе с какой-либо другой вещью, можно
с драпировкой.
В рисунке вазы очень
важно начать изображение с тщательного построения формы модели. Отсекая легкими
линиями от окружающего пространства как ее общую форму, так и форму драпировки,
художник должен наметить осевую линию и на ней высоту всей вазы, а затем ножки,
высоту и ширину верха вазы и дальше, уточняя объем последней и рисуя невидимые
стороны, вести построение. Само по себе построение сводится здесь к все более
точному решению конструкции вазы, положения складок ткани и направления их движения
по форме вазы. Рисуются ваза и драпировка одновременно, с тем чтобы художник
возможно четче уяснил для себя их конструктивный характер и особенности.
Когда построение
будет закончено и общая светотень проложена, рисующий переходит к конкретизации
внешней формы вазы, к выявлению ее светотеневых и материальных особенностей.
Работа здесь, как и в ходе построения, ведется от общего: сначала решается большая
форма, большие тональные отношения, затем детали, чтобы добиться тщательного
и предельно конкретного изображения предмета. Тем
самым у начинающего художника получится хорошо проштудированный рисунок, в котором
ни одна часть не останется неизученной и ни одна подробность не будет сделана
без понимания. На верхнем рисунке ваза решена так последовательно, как говорилось
в тексте. В рисунке достигнута четкость в лепке формы, и для подобной работы
он может служить хорошим примером.
Рисунок простейшей
гипсовой вазы - полезное упражнение для построения формы и выявления ее характера.
Начинающему художнику полезно также нарисовать вазу с каннелюрами , с орнаментом
или даже с каким-либо рельефом, что позволит ему практически овладеть задачей
решения детали как части, характеризующей большую форму. Но для того чтобы конкретизация
формы велась совершенно сознательно, чрезвычайно важно соблюдать строгую последовательность
работы. Иначе, уточняя большую форму, переходя ко все более мелким подробностям,
художник может упустить из виду общий объем вазы, ее детали. Так на рисунке
видно, как общая форма вазы не разрушается подробностями, как деталь помогает
решению большого объема.
Начинать рисунок
вазы с барельефом следует с тщательного построения ее формы. Когда построение
будет закончено, одновременно с легкой прокладкой светотени надо наметить общий
характер рельефа: основные его формы на вазе, их положение, размер. Затем, проложив
фон, тон драпировки и начав уточнять светотень на вазе, можно заняться рисунком
рельефа.Однако, конкретизируя последний, нельзя упускать из виду всей формы
вазы, характера ее освещения, то есть работа должна все время вестись от
общего, так, чтобы любая деталь орнамента была связана с большой формой и ей
подчинялась. Этому следует уделить особенное внимание в конце работы, когда
будет уже построена форма вазы, решен орнамент, намечена ткань и когда в ходе
конкретизации формы может возникнуть дробность в рисунке. Какие-то части барельефа
окажутся слишком детально нарисованными и тем самым станут отвлекать глаз от
общей формы вазы, или что-то в форме вазы будет недостаточно проработано и понадобится
уточнение светотени, чтобы получилась та цельность постановки, которая существует
в натуре.
Аналогичным методом
ведется работа над архитектурными деталями.
Рисунков ваз и архитектурных
деталей рекомендуется сделать несколько. Они должны быть тщательно нарисованы,
хорошо построены и обязательно последовательно решены. Только при соблюдении
этих условий упражнения подобного рода помогут начинающему художнику в решении
тех задач, которые возникают у него при работе над натюрмортом.
< назад - содержание - вперед >