Упражнение 15
Следующие по степени
трудности натюрморты должны отличаться от ранее выполнявшихся прежде всего своими
размерами. Желательно, чтобы в них входили крупные предметы более сложной формы
и разнообразной фактуры. Здесь можно использовать стеклянные предметы, рисовать
книги, рулоны бумаги, простые по форме вазы, темные и цветные драпировки. Подобное
усложнение даст начинающему художнику много материала для изучения.
Наряду
с задачами точной передачи формы, соотношения частей, строгой последовательности
в работе он столкнется еще с одним вопросом, условно говоря, тематическим, то
есть с подбором предметов.
Составляя натюрморты,
художник и раньше невольно избегал объединения разнохарактерных вещей, например,
письменных принадлежностей с кухонной утварью, вазы для цветов с кастрюлей и
т. п. Но до сих пор подобранность вещей еще ничего не говорила о теме натюрморта,
хотя свидетельствовала о стремлении к целесообразному и продуманному выбору
предметов, тем более необходимому в сложных постановках. Сознательно подбирая
даже собственно учебные натюрморты, начинающий художник привыкнет к тому, что
любая изображенная вещь несет в искусстве определенную, если можно сказать,
смысловую нагрузку. Так, например, составляя натюрморт с глобусом, вряд ли стоит
вводить в него кувшин или стакан. Сюда больше подойдет чернильница или книга,
ткань же правильнее использовать как некую занавеску. В натюрморте с вазой можно
положить книгу, как бы забытую на столе, но чернильница и любые другие письменные
принадлежности будут здесь менее уместны. Такой сюжетный подбор необходим, но
он еще не составляет самоцели, потому что главным для начинающего художника
по-прежнему остается изучение предметной формы, ее материальных качеств и приобретение
навыка передачи этих качеств средствами рисунка.
Специфика работы
над сложными натюрмортами заключается в более тщательном решении композиции,
продуманном анализе и выявлении формы каждого предмета, его материальных особенностей.
С самого начала важно верно определять место каждого предмета, входящего в постановку.
Поэтому иногда можно нарисовать как бы план всего натюрморта, чтобы правильнее
передать местоположение отдельных вещей и их разно удаленность. Перенеся композицию
с эскиза на свой лист бумаги и начав строить форму предметов, сравнивайте и
сопоставляйте размеры каждого из них и их детали между собой. Следует очень
внимательно следить за пространственным размещением предметов и в то же время
не упускать конструкцию форм, поскольку это существенно облегчает выявление
фактурных и материальных особенностей. Вообще в этих натюрмортах предпочтительно
употреблять предметы, различные по фактуре, например, сочетание чернильницы
и суконной материи, книги в светлом переплете и деревянного пенала, хлеба и
граненого стакана, глиняной крынки и поставленной на ребро тарелки.
Разнообразие фактур
помогает художнику передавать материальность каждого предмета.
После
построения входящих в постановку предметов нужно отметить тональные их различия
вместе с прокладкой основных теней. Тени прокладываются не только на предметах,
но и по столу и на стене. Это создает то самое тональное единство, которое существует
в натуре и позволяет точнее выявлять характер формы каждой отдельной вещи. Конкретизируя
форму, находя все детали, все тональные оттенки, которые характеризуют ее поверхность,
необходимо соблюдать строгую постепенность в решении объема, то есть, как и
раньше, решать сначала крупную форму, большие детали, основные складки, а затем
более мелкие и частные подробности. При этом штрих должен обязательно ложиться
по форме, чтобы создавалось ощущение единства построения формы тоном. Когда
весь натюрморт окажется таким образом решенным, надо попытаться, очень быстро
сравнивая изображение с реальными предметами, увидеть их одновременно и, если
где-то отдельные детали будут выбиваться и нарушать пространственное положение
вещей, исправить подобные ошибки. Так, предмет первого плана, по тону воспринимаемый
на рисунке как бы находящимся на втором плане, потребует усиления, проработки
формы с тем, чтобы он занял свое настоящее место, и наоборот. Иными словами,
художнику необходимо добиться того, чтобы нарисованный натюрморт производил
такое же целостное впечатление, какое производит группа составляющих его предметов
в натуре.
В приводимых натюрмортах
материальные качества предметов выявлены очень четко, форма хорошо построена
и верно решено освещение.
Приобретя навык
передачи материальных качеств предметов, начинающий художник может впервые применить
новую технику:
например, вместо ставшего привычным для него карандаша обратиться к углю, который
позволяет сразу прокрывать большие плоскости бумаги, легко исправлять нарисованное,
добиваться большой тональной звучности. Но прежде, чем перейти к угольным рисункам,
попробуем изобразить какую-либо крупную предметную форму вроде табуретки или
положенного на пол стула, чтобы привыкнуть к воспроизведению крупного по масштабам
предмета.
< назад - содержание - вперед >